"Заря апокалипсиса"

На Новой сцене Мариинского театра представили один из самых радикальных и загадочных балетов XX века "Ярославна. Затмение" Бориса Тищенко.

Балет «Ярославна» был создан Борисом Тищенко для Ленинградского Академического Малого театра оперы и балета (ныне – Михайловский театр). Постановка, премьера которой состоялась 30 июня 1974 года в хореографии Олега Виноградова и режиссуре Юрия Любимова, стала одним из самых громких балетных событий 1970-х. Спектакль не сходил со сцены 14 лет и выдержал более 120 представлений!

Yaroslavna. The Eclipse by Natasha Razina © State Academic Mariinsky Theatre.JPG

В «Ярославне» тесно переплелись пантомима, хоровое пение и балет с ярко выраженным эпико-драматическим началом,  это своего рода большая хореографическая симфония. Музыка балета отражает неспокойный ритм жизни Руси той поры, с междоусобицами князей, нашествиями кочевников, горем и страданиями людей. Но есть в балете и светлое начало. Это образ Ярославны, любящей верной жены князя Игоря.

Новое сценическое воплощение балета представил талантливый молодой хореограф Владимир Варнава, дважды обладатель «Золотой маски», лауреат фестиваля «Арлекин» и победитель конкурса молодых хореографов «Context. Диана Вишнева».

Yaroslavna. The Eclipse by Natasha Razina © State Academic Mariinsky Theatre (9).JPG

«Ярославна. Затмение» – очередной проект Варнавы в творческом альянсе с драматургом Константином Федоровым и художником-постановщиком Галей Солодовниковой.

В отличие от "Князя Игоря" Бородина, в балете Тищенко особое внимание уделено женской доле: не только переживаниям княгини Ярославны, но и страданиям самой Земли, раздираемой войнами и распрей. Варнава намеренно акцентирует это, вводя в название балета еще одно слово – «Затмение». Так называется финальная сцена первого акта, в котором силы природы посылают страшное знамение собирающемуся на битву Князю Игорю. Но он отказывается прислушаться, отчего и случается трагическое происшествие – русские князья оказываются в плену у кочевников, гибнет дружина Игоря, русская земля тонет в бесправии и катаклизмах.

Yaroslavna. The Eclipse by Natasha Razina © State Academic Mariinsky Theatre (8).JPG

Владимир Варнава: "Ярославна" Бориса Тищенко – прямое отражение "Макбета". Там мы наблюдаем почернение души человека, а здесь от затмения, через испытания и самую главную вину, лежащую на нём, смерть большого количества людей, герой приходит к ясности. В этой музыке главное то, что Тищенко как композитор, как философ в нее заключает, – его музыкальные приёмы, открытия, заключенные в арку сюжета. Музыка сложная, в партитуре визуально очень много всего интересного, ею можно просто любоваться".

Yaroslavna. The Eclipse by Natasha Razina © State Academic Mariinsky Theatre (7).JPG

С открытием занавеса внимание зрителя сосредотачивается на гигантском копье, по которому неспешно передвигаются персонажи спектакля. Это же копье в дальнейшем перевоплощается в крест, своего рода символ непрекращающихся войн.  

Трагический эпизод балета – сцена солнечного затмения, кульминация первого действия. Дмитрий Шостакович был поражен этой впечатляющей страницей балета своего младшего современника, в которой передавался ужас людей, «столкнувшихся с непонятным и грозным явлением природы».

Борис Тищенко: "Слово о полку Игореве" – трагичнейший документ. Это не эпопея, не героическая драма, а самая настоящая трагедия! Трагедия целого народа"!

В премьерных спектаклях были заняты солисты балета Мариинского театра: Злата Ялинич (Ярославна); Юрий Смекалов (Игорь); Григорий Попов (Див); Владислав Шумаков (Кончак); Кристина Шапран (Половецкая дева).

Юрий Смекалов: «Эта история очень концептуальная, здесь нет какого-то определенного повествования, стёрты границы времени и места действия: XII  век и поход дружины князя Игоря на половцев. Режиссера волновала задача раскрыть характер человека, который в угоду своей гордыне, ратным подвигам и личной славе ведет людей за собой, не думая ни о стране, ни о народе».

Yaroslavna. The Eclipse by Valentin Baranovsky © State Academic Mariinsky Theatre.JPG

За дирижерским пультом стоял Валерий Гергиев. Маэстро долгое время мечтал возродить этот балет на петербургской сцене.  Музыку «Ярославны» Бориса Тищенко Валерий Гергиев  представлял за рубежом, в том числе на собственном фестивале в Роттердаме.

Валерий Гергиев: «В свое время на Западе музыка «Ярославны» Бориса Тищенко вызвала у публики ошеломительную реакцию. Испытывая уважение к предыдущей исторической постановке балета, мы сознательно выбрали молодую команду постановщиков, что явно диктовалось и логикой, и неумолимым ходом времени.  Я не исключаю,  что данный спектакль после тридцати пяти лет забвения может вызвать и некоторые споры у людей, но отзывы будут самые разнообразные. Труппа работала очень интенсивно, действительно невероятно сложный музыкальный материал. Оркестр  у нас быстро и очень мобильно работает. Музыка Бориса Тищенко звучала и будет продолжать звучать в Мариинском театре. Его симфонии, Реквием, инструментальные концерты представляют важнейший пласт в истории отечественной музыки XX – XXI столетий. Я обращался ко множеству сочинений композитора, дирижируя их с разными оркестрами мира. Невозможно забыть бесценные минуты общения с самим композитором. Борис Иванович бывал на многих моих концертах не только здесь в Петербурге, но и на Западе. Каждая из партитур Тищенко – это звучащий мир образов, мистических чувств и яростных стремлений. И все же ничто по масштабу не может сравниться с полноценной театральной постановкой «Ярославны». Это – один из интереснейших балетов советского прошлого. 1960-70-е годы «в тени Шостаковича» давали стране немалое количество интересной музыки, происходили яркие творческие процессы, создавались новые произведения. Публике всегда необходимо открывать и возвращать забытые сочинения, мы максимально стараемся способствовать этому движению. Я лично считаю своим долгом знакомить публику с творчеством такого большого композитора и передавать свою любовь к его музыке слушателям».

Yaroslavna. The Eclipse by Natasha Razina © State Academic Mariinsky Theatre (10).JPG

Валерий Гергиев тонко почувствовал будоражащий нерв музыки «Ярославны» и оживил партитуру балета Бориса Тищенко, насытив ее ярким драматизмом и эмоциональным тоном. Оркестр Мариинского театра  под гипнотическим воздействием Валерия Гергиева звучал необычайно динамично и сбалансированно, передавая яркую и образную суть музыки Бориса Тищенко.

 Фото Натальи Разиной © Мариинский театр.

 

Виктор Александров, Санкт-Петербург

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum