В Турку состоялась мировая премьера оперы Карла Мюллера-Бергхауса «Калевальцы в Похъёле».

В культурном центре Логомо Турку в дни Калевалы состоялась мировая премьера оперы немецкого композитора XIX века Карла Мюллера-Бергхауса «Калевальцы в Похъёле».

Более 120 лет романтическая сага ждала своего исполнения, прежде чем его обнаружила в архиве городской библиотеки Турку музыковед Эльке Альбрехт. Это была действительно сенсационная находка! Опера на тему народного эпоса Калевалы была написана  в конце XIX столетия немецким композитором и скрипачом Карлом Мюллером-Бергхаусом, который служил тогда капельмейстером в Музыкальном обществе Турку. Это не только первая в мире опера по мотивам национального эпоса "Калевала", но и самое монументальное музыкальное сочинение, созданное в стране Суоми в XIX веке.

20170223_1268.jpg

В 1886 году Карл Мюллер-Бергхаус посетил Турку, где и произошло его знакомство с финским национальным фольклором, впоследствии повлиявшим на создание большой пятиактной оперы. По стилистике и музыкальному языку сочинение Мюллера-Бергхауса продолжает традиции Рихарда Вагнера и немецкой романтической оперы.

Основу либретто оперы составили загадочные руны из старинного финского эпоса «Калевала», повествующие о путешествии сказителя Вяйнемейнена, охотника Ахти Лемминкайнена и кузнеца Ильмаринена в суровый край финских земель Похъёлу (подземное царство мёртвых), где отважным героям предстояла встреча с властительницей этой страны Лоухи и ее красавицей- дочерью Исмой. Девушка полюбила Ильмаринена, который отважился выковать ей чудную диковину –  мельницу Сампо.

Концертное исполнение  второго акта «Калевальцев» в 1890 году не принесло ожидаемого успеха произведению, таким образом, партитура оказалась в архиве Хельсинки, где и пролежала больше века, пока ею не заинтересовался крупнейший финский дирижер и композитор Лейф Сёгерстам. Причем желание маэстро представить оперу целиком в полноценной сценической версии еще больше подогревало интерес и любопытство поклонников оперного искусства.

В год 100-летия независимости  Финляндии постановка «Калевальцев в Похъёле» Карла Мюллера-Бергхауса наконец-то осуществилась, благодаря совместным усилиям Филармонического оркестра Турку и Музыкального фестиваля в Турку. Режиссер сценического оформления спектакля Тиина Пуумалайнен вместе со сценографом и художником по костюмам Теппо Ярвиненом избрала условную систему символов и определенных знаков. В одной из сцен оперы сомкнувшийся круг с хором внутри одновременно изображает и кузницу Ильмаринена, и его дорогу к возлюбленной Исме.   

Главные партии в премьерных спектаклях исполнили солисты Финской национальной оперы: Томми Хакала (Ильмаринен), Сусанна Андерссон (Исмо), Кристиан Джаслин (Лемминкяйнен), Йоханна Русанен (Лоухи), Анна Даник (Луоннотар).

20170224_3236.jpg

Хором и Филармонический оркестр Турку дирижировал Лейф Сёгерстам.

В старинном Турку нет  музыкального театра, тем не менее, финский маэстро нашел подходящую площадку для столь масштабного сценического действа. Ею стал концертный зал «Логомо», представляющий собой здание бывшего железнодорожного депо.

Действие оперы происходило на большом сценическом пространстве, причем оркестр располагался в глубине сцены, за декорациями и солистами.

В музыкальном плане опера прозвучала очень достойно и выразительно, голоса солистов были один краше другого. Оркестр под управлением Лейфа Сёгерстама отличался особенной широтой и благородством.

В финале оперы ликующий народ Калевалы празднует победу, Ильмаринен берет к себе в жены Исме, все наполняется солнечным светом и благоденствием во имя Сампо – очага тепла и любви.

 

Виктор Александров, Турку (Финляндия)

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum