«Ярославские сезоны Юрия Башмета»

В столице Верхневолжья завершился Десятый международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета.

Традиционно первую неделю мая маэстро Юрий Башмет и его коллективы: ансамбль «Солисты Москвы» и оркестр «Новая Россия» - посвящают своим выступлениям на ярославской земле.

Проведение очередного, юбилейного в этом году,  фестиваля стало яркой страницей в культурной жизни ярославского региона. В рамках масштабной программы смотра ярославская публика услышала выступления музыкантов не только из нашей страны, но и из Италии, Чехии, Бельгии, Финляндии, Швейцарии и Грузии.

IMG_0480.JPG

Своеобразным мотто нынешнего праздника музыки стало путешествие по странам Европы. Экстравагантную в своем роде программу под названием Nobody's room («Ничья комната»), компиляцию из произведений Франца Шуберта в неожиданном ракурсе   предложили итальянские гости фестиваля – ансамбль «Soqquadro Italiano» во главе с Клаудио Борджиани и вокалистом Винченцо Капеццуто.

Не менее захватывающим стало единственное выступление в России Камерного оркестра Антонина Дворжака (Прага, Чехия) – художественный руководитель Ярослав Воднянски.  Являясь частью знаменитого Чешского филармонического оркестра, камерный оркестр имени Дворжака вот уже больше полувека ведет самостоятельную творческую жизнь, давая множество концертов в самых разных уголках света, активно записывает новые пластинки и компакт-диски. На сцене Концертного зала Ярославской филармонии коллектив представил изысканную камерную программу, которую открыла Маленькая ночная серенада Вольфганга Амадея Моцарта. Не обошлось и без произведений традиционного чешского репертуара. Если в концертных программах можно часто услышать популярную Серенаду для струнного оркестра Антонина Дворжака, которую пражские музыканты исполнили с необычайно ярким шармом и эмоциональным тоном, то ее «младшая сестра», Сюита для струнного оркестра современника Дворжака Леоша Яначека, звучит на концертной сцене значительно реже. Между тем –произведение отличается своим оригинальным композиторским языком, цельностью формы и национальным моравским мелосом. Камерный оркестр имени Дворжака звучал слаженно и очень гармонично.

В продолжение итальянской темы ярославского фестиваля хотелось бы отметить еще один приглашенный коллектив – духовой ансамбль медных инструментов «Quintessenza Brass». В его составе играют молодые музыканты, выпускники ведущих итальянских консерваторий, лауреаты международных конкурсов, имеющие солидный опыт концертных выступлений – как в сольной, так и оркестровой практике.

IMG_0482.JPG

В универсальной по своей жанровой палитре программе харизматичные музыканты представили ярославской публике транскрипции произведений итальянской классики: А. Вивальди, Д. Верди, П. Масканьи, Д. Пуччини, Н. Роты, а также американские композиции Л. Бернстайна, Г. де Коста и Л. Поллака.

Специальный проект фестиваля был посвящен истории бельгийской музыки – от ренессансной полифонии Жоскена де Пре до мировой премьеры современного композитора и пианиста Жан-Люка Фафшана. Увлекательный экскурс в безграничный мир бельгийской музыки разных веков и стилей дополнили также произведения Франсуа Госсека, Гийома Лекё и Анри Вьетана, чей Пятый концерт для скрипки с оркестром виртуозно исполнила молодая скрипачка, солистка Всероссийского Юношеского оркестра Валерия Абрамова. Ей аккомпанировал Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Дениса Власенко. Под занавес концертной программы за пульт коллектива встал композитор и пианист Жан-Люк Фафшан, представивший ярославской публике мировую премьеру своей симфонии «Суфийское письмо».

«Суфийское письмо» – часть моего крупного проекта, в который будут включены 28 пьес, это около шести часов музыки, которая написана для самых разных составов оркестра, начиная от двух инструментов и электроники, заканчивая большими коллективами», – признался композитор Жан-Люк Фафшан.

Концертному вечеру предшествовала специальная научно-музыкальная конференция, посвященная истории  музыкальной культуры Бельгии, а также ее роль в музыкальной жизни Европы. В заседании приняли участие известный бельгийский музыковед, член Фламандской Академии Наук и Искусств Бельгии Марк Дёлер, а также бельгийский композитор и продюсер Патрик де Клерк.

IMG_0571.JPG

«Классика встречает джаз». Именно под таким лозунгом в одной большой программе объединились знаменитая певица Нино Катамадзе с группой Insight (Грузия) и артисты Государственного симфонического оркестра "Новая Россия" вместе с Юрием Башметом.  Два часа этого зажигательного действа буквально взорвали публику, эмоционально и чутко реагировавшую на выступления именитых артистов.

В рамках юбилейного фестиваля прошел один из этапов отбора во Всероссийский юношеский симфонический оркестр Юрия Башмета.

Фестиваль в Ярославле – яркое событие не только в музыкальной жизни центральной России, он стал одним из крупнейших международных музыкальных форумов.

Юрий Башмет: «Меня искренне радует, что фестиваль за десять лет своей жизни не только доказал свою профессиональную состоятельность, но и стал бесконечно необходимым и дорогим для всех нас музыкантов и его участников одним большим делом. Замечательно, что на протяжении всех этих лет в Ярославль приезжают с концертами  прекрасные музыканты и коллективы. А мы продолжаем развиваться, становясь все более и более творческими, интересными и разнообразными».

Примечательно, что фестиваль сохранил свою традицию и индивидуальность.  Он значительно расширил свою географию: концерты проходят не только в Ярославле, но и в небольших городах и поселках области, включая такие исторические места, как Углич, Ростов Великий, Рыбинск, Мышкин, Гаврилов Ям, Переяславль-Залесский  и Тутаев.

IMG_7130.jpg

Нынешний сезон щедр на юбилеи не только в летописи самого детища Юрия Башмета, но и для него самого. Маэстро отмечает свое 65-летие и полвека исполнительской деятельности большой серией концертов в самых разных городах и странах. Крупно повезло и Ярославлю. На открытии X фестиваля в Концертном зале филармонии многочисленные слушатели стали свидетелями уникальной программы «Бенефис альта». В гала-концерте прозвучали произведения современных композиторов Игоря Райхельсона, Альфреда Шнитке и Кузьмы Бодрова, а также мировая премьера пьесы для альта с оркестром Сергея Невского. Юрий Башмет исполнил их в сопровождении камерного ансамбля «Солисты Москвы» и филармонической хоровой капеллы «Ярославия».  Отдельным событием стал выездной концерт «Солистов Москвы» и Юрия Башмета в старинное село Великое.  В формате open-air прозвучали сочинения Эдварда Грига, Петра Ильича Чайковского, Вольфганга Амадея Моцарта и Тору Такемицу. Единение великой музыки с гармонией природы добавило немало ярких красок и настроений в атмосферу этого удивительного концертного вечера. Не менее интересные и разнообразные программы  Юрий Башмет предложил  вниманию публики Рыбинска и Ростова Великого, где публика всегда рада каждой новой встрече с маэстро и его прославленным коллективом.  

На закрытии X фестиваля в Драматическом театре имени Ф. Волкова был представлен проект Юрия Башмета и режиссёра Павла Сафонова спектакль «Страсти по Пиковой даме», соединивший повесть Александра Пушкина и оперу Петра Чайковского.  В нем приняли участие солисты оперных трупп Мариинского, Большого театров, а также Театра Станиславского  и Немировича-Данченко. Оркестром «Новая Россия» дирижировал Юрий Башмет.

 

Виктор Александров, Ярославль

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum