«Второе рождение Песни»

Год Стравинского открылся в Санкт-Петербурге мировой премьерой утерянного сочинения

135-летие со дня рождения великого композитора XX века Игоря Стравинского  будет широко отмечаться в 2017 году не только в России, но и далеко  за ее пределами.

В начале декабря на сцене Концертного зала Мариинского театра состоялось одно из самых долгожданных музыкальных событий года - исполнение утерянной партитуры Игоря Стравинского "Погребальная песня".

Произведение впервые за последние 107 лет прозвучало в интерпретации Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.

На одном из заседаний Всероссийского хорового общества, предшествовавшему историческому концерту в Санкт-Петербурге, маэстро Гергиев предложил подумать о том, чтобы посвятить 2017 год Стравинскому. По словам Гергиева, сегодня около 90 % произведений Стравинского не звучат в нашей стране, потому что он большую часть своей жизни провел за пределами нашей страны. Проведение Года Стравинского позволило бы популяризировать его творчество, как в России,  так и за рубежом.

Открытие Года И.Ф. Стравинского_фото Валентина Барановского __ Мариинский театр (1).JPG

Фотография Валентина Барановского

Валерий Гергиев: «Мы не ограничимся исполнением одного произведения Стравинского. У нас будут и новые постановки в Мариинском театре, и восстановленные лучшие работы, которые мы собирали, обогащая репертуар театра сочинениями, вышедшими из-под пера великого Игоря Федоровича. У нас будет возможность максимально представить творчество Стравинского и в рамках Пасхального фестиваля, и в рамках наших концертных резиденций – от Мюнхена до Лондона и Парижа, от Нью-Йорка до Токио и Пекина».

«Погребальная песня» ("Chant Funèbre") была написана Игорем Стравинским для большого симфонического оркестра тройного состава. Это 106 тактов музыки в медленном темпе (Largo assai) приблизительной продолжительностью 11 минут. Премьера состоялась зимой 1909 года на сцене Большого зала Петербургской консерватории в Первом Русском симфоническом концерте памяти Римского-Корсакова. Дирижировал Феликс Блуменфельд.

Рукопись сочинения 1907 года, посвященного памяти учителя и наставника Стравинского Николая Андреевича Римского-Корсакова, исчезла еще до революционной поры. Но рано, или поздно уникальный опус Стравинского вернулся бы на концертную сцену.

Открытие Года И.Ф. Стравинского_фото Валентина Барановского __ Мариинский театр (5).jpg

Фотография Валентина Барановского

Это произошло спустя век. Весной 2015-го во время переезда нотной библиотеки Петербургской консерватории из исторического здания были обнаружены архивы нот, подлежащие, согласно акту утилизации. И среди этих материалов оказался комплект из 58 оркестровых партий "Погребальной песни" Стравинского. На основе сохранившихся документов была осуществлена масштабная реконструкция партитуры. Огромную работу проделали эксперты под руководством проректора по научной работе и исследователя творчества Стравинского Натальи Брагинской.

Наталья Брагинская: «Когда я проводила в начале осени первую научную презентацию «Погребальной песни» Стравинского в рамках симпозиума, то еще раз акцентировала внимание аудитории на том, что, с одной стороны, эта вещь приближает нас к «Жар-птице» (начало обеих партитур имеют немало общих параллелей),  а с другой – вот эти явные вагнеризмы в хроматике, ведь неслучайно сам Стравинский подчеркивал, что «это не только его самое лучшее сочинение до «Жар-птицы». Уровень работы с хроматической чередой нот у него здесь высочайший, Стравинский вложил все свои умения в эту пьесу, чтобы доказать, что он настоящий композитор, всегда готовый двигаться вперед. А ведь композиторский язык здесь очень не свойствен зрелому Стравинскому. В «Погребальной песни» царит романтическая экспрессия, ее композитор наследовал не только от своих увлечений музыкой Рихарда Вагнера, но и от сочинений своего учителя – Николая Андреевича Римского-Корсакова, который был совсем не чужд сочинений Вагнера с точки зрения драматургии, гармонии. И вот такой интересный микст позднего Римского-Корсакова, увлечения немецким романтизмом, которым так в то время болел музыкальный Петербург, оказался в поле зрения молодого Стравинского. Ведь он в свои юные годы был истовым вагнерианцем: ходил в театр и слушал тетралогию «Кольцо Нибелунга», штудировал партитуру Вагнера – все это не могло не отразиться на музыкальном языке некоторых его сочинений,  в «Погребальной песни» особенно.  Это как раз то самое доказательство, которое доселе мы не имели. И во время реконструкции партитуры «Погребальной песни», которую мы осуществляли вместе с композитором Юрием Акбальканом, мы, конечно, представляли эту музыку и тот образ, который родился в реальном звучании оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, дал совершенно невообразимые просторы. Я думаю, Игорь Федорович был бы счастлив будущему своего детища, ведь на самом деле он мечтал увидеть свою утраченную партитуру, о которой так горевал. Понятно ведь, почему она  подверглась забвению. Ведь ровно через неделю после петербургской премьеры «Погребальной песни» в январе 1909 года случилось исполнение Фантастического скерцо в концертах Зилоти. И, как предполагают исследователи, это был именно тот момент, когда его услышал Сергей Дягилев. И, если говорить об оригинальных произведениях Стравинского, «Погребальная песня» - последняя его вещь перед «Жар-птицей». Между ними есть множество интересных обработок: инструментовка «Песни о блохе» Мусоргского, оркестровые версии фортепианных миниатюр Фредерика Шопена,  о которых у нас долгое время вообще никто не знал.  Все эти ноты лежали в архиве Сергея Лифаря. И только в конце 1990-х - начале 2000- х годов,  ноты были наконец-то изданы».

Открытие Года И.Ф. Стравинского_фото Валентина Барановского __ Мариинский театр (6).jpg

Фотография Валентина Барановского

"Погребальная песня" связывает между собой знаковые полотна раннего периода творчества Игоря Стравинского: "Фантастическое скерцо" и "Фейерверк" (обе партитуры  - 1908 г.) и искрометную ""Жар-птицу" (1910 г.)

Сам композитор при жизни вспоминал о своей "Погребальной песни": «Я забыл эту музыку, но хорошо помню мысль, положенную в ее основу. Это была как бы процессия всех солирующих инструментов оркестра, возлагающих по очереди свои мелодии в виде венка на могилу учителя на фоне сдержанного тремолирующего рокота, подобного вибрации низких голосов, поющих хором».

Валерий Гергиев с оркестром Мариинского театра отнесся к этой музыке с благоговейным трепетом. Вся программа вечера, открывшая Год Стравинского, была идеально составлена, очерчивая круг сочинений поры –1907 – 1910 гг. "Погребальной песни" Игоря Стравинского предшествовала сюита из поздней оперы-мистерии Николая Андреевича Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", а завершала концерт музыка балета "Жар-птица" Игоря Стравинского.

В Концертном зале Мариинского театра по случаю премьеры утерянного сочинения Стравинского  присутствовали потомки композитора, специально прилетевшие на берега Невы из-за рубежа. Прямую трансляцию концерта, проходившего также  под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума, осуществлял французский телеканал Mezzo, благодаря чему свидетелями премьеры стали миллионы человек во многих странах мира.

Музыке юбиляра следующего года Валерий Гергиев уделит большую часть в своем плотном концертном графике, причем с разными музыкальными коллективами мира. И наверняка «Погребальная песня» под управлением российского дирижера еще не раз прозвучит в нашей стране. Между тем, весь музыкальный мир проявляет невероятный интерес к сокровенному творению Стравинского. Свое желание исполнить эту вещь уже изъявили такие мастера дирижерского искусства, как Эса Пекка Салонен, сэр Саймон Рэттл, Шарль Дютуа.

Почетно, что это гениальное полотно Игоря Стравинского открыл миру оркестр Мариинского театра во главе с маэстро Валерием Гергиевым!

Валерий Гергиев: «Уникальная находка, историческое явление сегодняшний концерт. Мы все охвачены волнением и торжественностью момента еще одной премьеры. Спустя 107 лет исполнено произведение величайшего автора XX века».

Открытие Года И.Ф. Стравинского_фото Валентина Барановского __ Мариинский театр (2).JPG

Фотография Валентина Барановского

Постскриптум

Из воспоминаний известного британского виолончелиста, писателя Стивена Иссерлиса, тонкого ценителя классической музыки:

"Музыка -- это всего лишь музыка", -- говорил сам Стравинский. Он полагал, что она выражает свои собственные эмоции, а не наши повседневные чувства. Даже кладя на музыку слова, композитор зачастую больше интересовался звучанием слов, а не их значением.

Стравинскому были интересны любые звуки: и старые, и новые. Ему нравилась изящная музыка XVIII века, но он увлекался и джазом, сочинял рэгтаймы и польки. Стравинский приходил в восторг, обнаружив незнакомый ему народный музыкальный инструмент, и все время стремился использовать новые сочетания оркестровых инструментов. У Стравинского был поразительный слух: он мог распознать семь различных тонов в реве пролетающего над головой самолета. Отчасти именно поэтому знакомство с музыкой Игоря Федоровича так увлекательно -- он всегда пробовал что-то новое и неожиданное.

Сам композитор не раз заявлял, что его музыка не выражает человеческих эмоций, он ведь не говорил, что слушатели не должны их испытывать! Все эти оттенки, ритмы, неземные звуки -- Стравинский может заставить вас смеяться, заставить вас плакать, заставить танцевать. Честно говоря, Игорь Федорович может просто свести вас с ума! А это восхитительное чувство..."

 Фотографии предоставлены пресс-службой Мариинского театра.

Виктор Александров, «MusicuM» (Санкт-Петербург)

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum