Название: VII международный музыкальный фестиваль Мстислава Ростроповича

Дата проведения: 5 Апреля 2016   
Место проведения: Москва, Большой зал консерватории   
Организатор: Фонд Мстислава Ростроповича






«С французским акцентом»

Мюнг-Вун Чунг и Филармонический оркестр радио Франции завершили Неделю Ростроповича в Москве


В Большом зале московской консерватории концертом Филармонического оркестра радио Франции завершился VII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича.

В этом году география концертов простиралась от Москвы, до Кронштадта и Санкт-Петербурга.

Фестиваль был посвящен великой певице, супруге и музе Ростроповича Галине Вишневской.

Художественный руководитель смотра Ольга Ростропович подвела итоги фестивальной программы. Каждое из событий само по себе имеет высокий художественный результат. Как здесь не вспомнить концертное исполнение «Аиды» Джузеппе Верди с Зубиной Метой, Реквием Моцарта с феноменальным Мауро Дзанетти, или Лондонский филармонический оркестр с маэстро Владимиром Юровским.

14.JPG
  
Ольга Ростропович: «Приезд Мюнг-Вун Чунга с оркестром радио Франции кульминационная точка фестиваля. Я счастлива, что наш фестиваль продолжает жить и радовать сердца людей, несмотря на все финансовые трудности и политические ситуации в стране. Уровень программ фестиваля очень высокий! Мы с самого начала как задали серьезную планку, так ее и поддерживаем. Она уж точно не падает, а где-то даже и возрастает. За годы фестиваля у нас уже сложилась своя благодарная и любимая публика, которая ждет каждый год наших концертов. Вообще, на каждом из них сложилась какая-то удивительная, я бы даже сказала, домашняя атмосфера. Ее зародили своим искусством мои родители, они всегда рядом со мной и слушателями. Ведь сколько они отдали любви к людям, тепла и добра, это сегодня по-особому чувствуется. Та самоотдача от артистов, выступающих в программах концертов, любовь дирижера, любовь музыкантов, которые сюда приезжают – они себя чувствуют практически как дома. Мюнг-Вун Чунг был предельно искренен и за роялем, и за пультом. Он так проникновенно играл и эмоционально дирижировал, что не почувствовать этого было просто невозможно».

Мюнг-Вун Чунг: «Я возвращаюсь на фестиваль Мстислава Ростроповича по двум причинам. Во-первых, мое личное знакомство с Ольгой Ростропович, с которой мы вместе учились в Джульярдской школе Нью-Йорка 40 лет назад. И ведь, как мы знаем в жизни личные отношения играют самую главную роль. И вторая причина, по которой я люблю возвращаться в Россию – это моя победа на конкурсе им. Чайковского в 1974 году. Сегодняшний концерт стал первым для меня здесь в качестве пианиста с тех самых пор.


К сожалению, я никогда лично не встречался с Галиной Вишневской, но я не раз выступал с ее замечательным мужем. Будучи не только гениальной певицей, Галина Вишневская очень много сделала для молодых исполнителей. Она вдохновляла и продолжает вдохновлять молодежь заниматься музыкой».

13.JPG

Мюнг-Вун Чунг начинал свою музыкальную карьеру как пианист в раннем детстве, впервые выйдя на сцену в возрасте семи лет. В 1974 молодой пианист занял второе место на V Международном конкурсе им. П.И. Чайковского. После окончания Маннес-колледжа и Джульярдской школы в Нью-Йорке в 1979 году он стал ассистентом Карло Марии Джулини в Филармоническом оркестре Лос-Анджелеса, а два года спустя – вторым дирижером этого прославленного коллектива. В разное время являлся главным дирижером Симфонического оркестра Радио Саарбрюккена (1984—1990), главным приглашенным дирижером флорентийского Театро Комунале (1987—1992), главным дирижером парижской Опера Бастий (1989—1994), главным дирижером оркестра Национальной академии Санта-Чечилия в Риме (1997—2005). В 1995 году по инициативе Мюнг-Вун Чунга был основан Азиатский филармонической оркестр, в состав которого вошли лучшие музыканты из восьми стран Азии. В 2005-м Мюнг-Вун Чунг был назначен главным дирижером Сеульского филармонического оркестра. С 2000 года в течение 15 лет он возглавлял Филармонический оркестр Радио Франции.

С этим коллективом Чунг несколько раз приезжал в нашу страну с разными программами. Летом прошлого года маэстро оставил этот пост, избрав иную должность почетного главного дирижера.

Мюнг-Вун Чунг произвел на концерте колоссальное впечатление. После продолжительного перерыва, спустя 42 года после победы в 1974 году на Конкурсе им. Чайковского, музыкант выступил еще и в амплуа пианиста, исполнив Тройной концерт Бетховена в ансамбле с концертмейстерами Филармонического оркестра радио Франции: Светлином Русевым (скрипка) и Эриком Левьонуа (виолончель), а затем несколько бисов - Адажио из Фортепианного трио, соч. 11 Бетховена, «Осеннюю песнь» (Октябрь) из цикла «Времена года» Чайковского и Арабеску Шумана.

17.JPG

Играть и дирижировать одновременно корейскому маэстро не принципиально, а напротив, скорее даже увлекательно.

Мюнг-Вун Чунг: «Если при исполнении этого концерта и пианист, и дирижер одно лицо, то это дает определенное преимущество, потому что контакт становится ближе между дирижером (который в этом случае еще и пианист) и оркестром. Создается такая атмосфера камерной музыки. Я очень хорошо знаю французский оркестр, поэтому между нами образуется очень тесное взаимодействие, создается такая некая интимная атмосфера. Особенностью этого коллектива является не столько их высокое мастерство, а их прекрасные человеческие качества. Я зову своих музыкантов "моими ангелами", ведь они и вправду чудесные люди. И этот свет излучается через музыку»!

Венчала программу концерта Первая симфония Густава Малера, имеющая еще подзаголовок «Титан», заимствованный из романтического одноименного романа Жана Поля.

Музыку Малера Мюнг-Вун Чунг просто обожает. Его симфонии играет с разными оркестрами мира, всегда находя новые краски и интонации. С каждым из коллективов складывается разная интерпретация малеровских полотен и здесь всегда необходимо учитывать специфику звучания того, или иного оркестра. Маэстро Чунг предоставляет музыкантам творческую свободу исполнения, чтобы произведение обретало новую жизнь.

Мюнг-Вун Чунг: «Для меня каждая симфония Малера – это опера без слов (здесь я имею также в виду и его вокальные симфонии), грандиозное произведение по своим титаническим масштабам, изображающее полный спектр человеческих эмоций и чувств. Каждый раз при исполнении той, или иной симфонии мы снова проживаем целую жизнь. Симфонии Малера очень сложны для исполнения как с физической, так и с эмоциональной точки зрения. Первая симфонии абсолютна удивительна. Это же его раннее сочинение. У Брамса тоже великолепная Первая симфония, но он потратил 20 лет, чтобы ее написать. А в случае с Малером совершенно наоборот, просто удивительна сила воображения композитора. В материале Первой симфонии немало уникальных элементов, как, например, картины природы и чувства человека на лоне природы (вступление к 1-й части). Я всегда прошу струнных аккуратно брать первые ноты на тончайшем pianissimo. Это особенно важно. Я привожу здесь оркестрантам такую метафору: «Вот представьте, без чего человек не может жить? Человек не может жить без воздуха. Самая первая нота симфонии словно рождается из воздуха, и уже после этого оркестр может начинать свободно дышать. Конечно, легко об этом говорить, но вот достичь подобного эффекта при исполнении с оркестром очень сложно».

01.JPG

Итак, прошедшая неделя музыкальных событий VII международного фестиваля Мстислава Ростроповича оставила множество самых разных интересных впечатлений у публики, которая буквально наводняла концертные залы столицы. Каким будет следующий праздник музыки, говорить пока рано, между тем, как отметила художественный руководитель фестиваля Ольга Ростропович, программы будущих концертов уже относительно сверстаны, но имена исполнителей держатся в секрете!

Виктор Александров, «MusicuM», Москва
Фото - Александр Куров (Международный музыкальный фестиваль Мстислава Ростроповича)

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum