На Новой сцене Мариинского театра 18 и 19 марта состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня».

20-я опера стала первым произведением итальянского композитора, написанным по заказу и согласно канонам «Гранд Опера» – пять актов на исторический сюжет французского драматурга Эжена Скриба, обязательный балетный дивертисмент, народ в качестве главного действующего лица. Премьера оперы о восстании, свергнувшем власть французских поработителей на Сицилии, состоялась 13 июня 1855 года. В отличие от других опер Верди, «Сицилийская вечерня» не получила широкого признания и до сих пор не так часто ставится на театральных сценах мира. В России премьера «Сицилийской вечерни» состоялась в петербургском Большом каменном театре в 1857 году силами Императорской итальянской труппы. Из-за цензурных соображений действие было перенесено в Португалию, ну а сама опера называлась «Джованна де Гусман».

1.JPG

Сочиняя «Сицилийскую вечерню», Верди делал всё для того, чтобы ее можно было мгновенно превратить в обычную итальянскую оперу своего времени.

В новом спектакле Мариинки безусловно присутствуют необходимый масштаб места действия, и национальный колорит – однако события происходят совсем в другую эпоху, с ее нравами и бытом.

Французский режиссер-постановщик и художник по свету Aрно Бернар перенес действие музыкальной драмы Верди из Средневековой Италии в Нью-Йорк 1920-х годов – времен сухого закона и расцвета сицилийской мафии.

2.JPG

Арно Бернар: «Герои в опере не делятся на хороших и плохих. Как и в либретто, у нас действуют сицилийцы, правда, вместо французов – департамент полиции Нью-Йорка. Мне важно вовлечь аудиторию в происходящее и создать атмосферу, которая была бы понятна каждому. Запутанная сюжетная подоплека сицилийского восстания XIII века мало кому известна, а вот отсылки к таким фильмам, как "Крестный отец" или "Однажды в Америке" сделали более понятными взаимоотношения между персонажами».

3.JPG

С первых звуков увертюры перед глазами зрителя стремительно проносятся кадры кинохроники и череда мизансцен, схожих по композиции с триллером.   

На сцене правит бал американская полиция во главе с их комиссаром графом Монфором. Сицилийцы одеты в костюмы итальянских беженцев. Миниатюрная Италия в Нью-Йорке становится суровым гетто. Прибывающим мигрантам быстро перекрывают кислород. По сути это такая же оккупация, как и блокада Сицилии французами. Глава сицилийского восстания Джованни ди Прочида у Анри Бернара предстает главарем мафиозной структуры Лаки Лучано, которого он считает «гением организованной преступности».

4.JPG

Арно Бернар: «Лаки попал в Нью-Йорк ребёнком, пробивался туда из самых низов, а в итоге объединил все мафиозные семьи в городе, и их доходы выросли многократно. На его похороны в 1962 году пришло больше людей, чем провожало в последний путь Верди: итальянцы гордились его успехом и богатством. В 1931 году Лаки Лучано организовал убийство нескольких боссов мафии, которое вошло в историю под названием «ночь сицилийской вечерни». Я же узнал сам об этом, когда уже вовсю работал над постановкой. Таким образом, мой выбор места и времени подходит опере идеально».

Сицилийская вечерня_фото Наташи Разиной © Мариинский театр (22).JPG

Движущими силами кровавой оперной драмы становятся любовь, предательство и обман.

Любовные страсти возникают между молодым повстанцем Арриго, сыном коварного сицилийского губернатора Монфора и его возлюбленной герцогиней  Еленой, сестрой казненного Монфором герцога Фридриха.

В главных партиях были заняты: Мария Гулегина, Ирина Чурилова (Елена), Мигран Агаджанян, Август Амонов (Арриго), Владислав Сулимский, Кирилл Жаровин (Монфор), Ильдар Абдразаков, Станислав Трофимов (Джованни да Прочида).

Оба премьерных спектакля дирижировал маэстро Валерий Гергиев. Оркестр и хор под его управлением порадовали великолепной мощью звучания, сбалансированностью и экспрессивным воздействием.

Сицилийская вечерня_фото Наташи Разиной © Мариинский театр (11) (1).JPG

Валерий Гергиев: «Это чисто рабочая ситуация, когда ты хочешь каким-то образом угадать режиссера, имя того постановщика, который услышит автора, композитора. Очень опасно приглашать с постановками именно опер Джузеппе Верди тех людей, которые не слышат его музыки. Я считаю, что великая музыка прославленного итальянца еще и очень мстительна. Неоднократно, бывая на спектаклях в Нью-Йорке, Зальцбурге, Лондоне и Париже, я с отчаянием наблюдаю ту ситуацию, когда постановки опер Верди оказываются не просто не очень удачными, а еще и разрушенными мощью самой музыки. К сожалению, такое случается довольно часто. Пятиактная опера поражает своим величием и размахом, это действительно гигантское произведение, рассчитанное на то, чтобы мощно задействовать балетные ресурсы (у Верди в партитуре почти 30 минут балетной музыки в финальном действии - это же целая симфония!). Для «Сицилийской вечерни» непросто подобрать лучшие творческие силы. Сложнейшая вокальная тесситура, психологическая и физическая нагрузка предъявляют певцам колоссальные требования. Спектакль в этом сезоне будет продолжен и пройдет несколько раз, в том числе и на летнем фестивале «Звёзды белых ночей». Мы постепенно подойдем к той музыкальной концепции, которую я бы хотел предлагать в дальнейшем. Не скрою, мне интересна и французская версия «Сицилийской вечерни». Это будет иное звучание, другие голоса, но уверен, что в девяноста случаях из ста в мире предпочитают исполнять оперы Верди на языке оригинала, что моментально приближает его музыку к реалиям сегодняшнего дня».

 

 Фото Натальи Разиной © Мариинский театр

Виктор Александров, Санкт-Петербург
О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum