"Пути барокко неисповедимы"

Ежегодный летний фестиваль классической музыки Herrenchiemseefestspiele собрал в баварском Версале под Мюнхеном армию поклонников классической музыки.

В самом сердце области Кимгау раскинулось живописное озеро Кимзее, из-за своих внушительных размеров его иногда еще именуют "Баварским морем". Одному из удивительных по своей красоте озер в предгорьях Альп уже около 20,000 лет. Его площадь составляет 80 квадратных метров, протяженность берегов около 64 километров, а глубина местами порой достигает 73,4 метров.

Herrenchiemsee Festspiele_Magnificat_20170730_© Jakob Steiner.jpg

Элитарному фестивалю классической музыки рано или поздно все равно суждено было появиться в сих заповедных местах, в благословенной тишине аллей и парков королевской резиденции Людвига II Баварского. Король был истовым поклонником классической музыки и искусства. Дворец в Херренкимзее (в буквальном смысле точная копия Версаля), созданный в барочном стиле, привлекает помпезностью и величием своего архитектурного облика. Вокруг Дворца под открытым небом простираются парковые аллеи и фонтаны, один из которых («Латона») украшен многочисленными мифологическими фигурами. В солнечную погоду можно любоваться его сверкающими водными струями, тысячи бликов и оттенков радуют глаз. А если совершить прогулку вглубь острова, то посреди лиственных лесов, заливных лугов и тенистых аллей невозможно не насладиться величественной тишиной и созерцанием прекрасных пейзажей альпийских гор на фоне живописной панорамы озера Кимзее.

Herrenchiemsee Festspiele_Magnificat_20170730_© Jakob Steiner_3.jpg

С 1999 года летом на острове устраивается международный музыкальный фестиваль – Herrenchiemseefestspiele.

Руководит им немецкий аристократ, дирижер и музыкальный деятель, барон Энох цу Гуттенберг (его богатая франконская родословная ведет свое начало с XII столетия). Большинство представителей семьи Гуттенбергов традиционно связывали свою жизнь с политикой, лишь Энох цу Гуттенберг в порядке исключения решил посвятить свою карьеру музыке.

Herrenchiemsee Festspiele_Münchner Kammerorchester_20170729_(c) Jakob Steiner_2.jpg

Энох цу Гуттенберг: «Я необычайно рад, что мой фестиваль Херренкимзее проходит на острове, где можно действовать по собственным правилам и нормативам: сохранять природу, флору и фауну, беречь культуру, трепетно относиться к самой душе этого места. Человек - единственное млекопитающее, не заботящееся о судьбе своего потомства. Я думаю, что нам нужно не министерство потребления, а министерство заботы о будущем».

Зрителей, приезжающих на фестиваль, доставляют на специальных кораблях, курсирующих по озеру от пристани Прин-ам-Кимзее до острова Херренинзеля.

Herrenchiemsee Festspiele_Münchner Kammerorchester_20170729_(c) Jakob Steiner.jpg

Фестиваль в Херренкимзее – мероприятие светское. Публика, бывающая на этих концертах, одета с иголочки, большинство баварцев можно увидеть в ярких национальных костюмах. Вот уже много лет на фестиваль съезжается многочисленная аудитория со всех уголков земного шара: наряду с европейцами здесь можно встретить немало азиатских лиц, регулярно в Херренкимзее бывают меломаны из США и Японии.

Цена билетов на концерты более чем демократична, учитывая и не без того немалый масштаб проводимых мероприятий и уникальную красоту самих мест.

Каждый вечер во время антракта на главной аллее парка квартет исполнителей на альпийском роге трижды возвещает о продолжении музыкального вечера.

Хроника концертных событий в истории фестиваля примечательна своими яркими именами исполнителей.

В этом году в Херренкимзее с концертами выступили всемирно известные музыканты: сопрано Юлия Лежнева, контртенор Макс Эмануэль Ценчич, пианисты Герхард Оппитц и Лиз де Ла Саль, Мюнхенский камерный оркестр, капелла Chorgemeinschaft Neubeuern (Нойбойерн) и барочный оркестр KlangVerwaltung во главе с интендантом фестиваля, замечательным немецким дирижером Энохом цу Гутенбергом.

Herrenchiemsee Festspiele_Oppitz_20170728_(c) Jakob Steiner.jpg

Лейтмотивом концертного марафона стала мифологическая идея "Бога и богов - пути барокко".

Символическую программу, овеянную образами богов Олимпа, предложили вниманию слушателей фестиваля Херренкимзее музыканты Мюнхенского камерного оркестра во главе с молодым перспективным дирижером Клеменсом Шульдтом.

Открыла вечер 43-я симфония Йозефа Гайдна "Меркурий", контрастом которой стала музыка молодого Дмитрия Шостаковича. В исполнении Первого концерта для фортепиано, солирующей трубы и оркестра участвовали французская пианистка Лиз де ла Саль и немецкий трубач Симон Хёфель. Аполлонический тон концертной программы вечера задали сочинения Бенджамина Бриттена и Игоря Стравинского: нечасто звучащее на концертных сценах произведение Бриттена "Молодой Аполлон" виртуозно исполнила Лиз де ла Саль в сопровождении Мюнхенского камерного оркестра. Ну а финальным аккордом вечера стала музыка балета Игоря Стравинского "Аполлон Мусагет" - своеобразный реверанс композитору, чей юбилей отмечает весь музыкальный мир в этом году.

Herrenchiemsee Festspiele_Magnificat_20170730_© Jakob Steiner_4.jpg

Прославленный немецкий пианист Герхард Оппитц, яркий представитель немецкой фортепианной школы и продолжатель исполнительских традиций Вильгельма Кемпфа, выступил на фестивале в Херренкимзее с сольной программой, в которой искусно переплелись барочные и романтические традиции. Вначале пианист исполнил сюиту Эдварда Грига «Из времён Хольберга», овеянную символами сочинений Баха и Генделя, современников Хольберга. Прелюдия, хорал и фуга Сезара Франка в интерпретации Оппитца поразили своей возвышенной лирикой и патетикой исполнения. Игру Оппитца характеризуют монументальность, широта и объемность мысли, безупречное чувство формы и стиля исполняемых произведений. Завершил свое выступление немецкий музыкант исполнением одного из сложнейших циклов Иоганнеса Брамса - Вариаций и фуги на тему Генделя, чья Чакона с двадцатью одной вариациями предшествовала звучанию «детища» Брамса.

Под занавес фестиваля состоялся концерт капеллы Chorgemeinschaft Neubeuern (Нойбойерн) и барочного оркестра KlangVerwaltung во главе с интендантом фестиваля, замечательным немецким дирижером Энохом цу Гуттенбергом.

В одном из залов Королевского Дворца Людовика II Баварского прозвучали Магнификат BWV 243 Иоганна Себастьяна Баха и Большая месса KV 427 Вольфганга Амадея Моцарта. Солисты: Сюзанна Бернхард (сопрано), Анке Вондунг (меццо-сопрано), Даниэль Йохансен (тенор) и Тарек Назми (бас).

Виктор Александров, Херренкимзее (Бавария)

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum