Германия получила впечатляющий концертный зал с роскошной акустикой, прекрасный образец современной архитектуры, расположенный в западной части города Гамбург.

04-1_zimmermann_grand-opening-elbphilharmonie_photo-ralph-larmann_09734.jpg

Здание высотой 110 метров находится у самой кромки воды, возле пристаней на реке Эльба. Оно представляет собой массивную структуру с кирпичной основой и стеклянным верхом в экспрессивной форме кристалла, который окружает большой концертный зал на 2100 мест, а также камерный зал на 550 мест. Комплекс также включает в себя пятизвездочный отель, апартаменты, рестораны, фитнес-зал и конференц-центр.

161220_elbphilharmonie_foto_thies_raetzke_0076.jpg

Проектированием филармонии занимались архитекторы из бюро Herzog & de Meuron Александр Жирар и Дитер Беккен, авторы музея Tate в Лондоне и Олимпийского стадиона в Пекине. Наконец-то воплотилась в жизнь их места, стремление создать для города новый ориентир – «культурный маяк для всех граждан».

Строительство Эльбской филармонии началось в апреле 2007 года и продолжалось более десяти лет. При этом бюджет стройки вырос в десять с лишним раз. Конечная стоимость проекта обошлась стране  в  866 миллионов евро. Из них 789 миллионов поступили из федерального бюджета, 57 миллионов – пожертвования частных лиц и почти 20 миллионов – вклады коммерческих структур и владельцев 45 квартир, запланированных как часть проекта.

15_03_eph_plaza_c_oliver_heissner_rege_hamburg.jpg

Еще в ноябре 2016 года была открыта  терраса на высоте 37 метров над землей. Архитекторы ее назвали  Plaza ("Площадь"). Она занимает 4000 кв. метров, не уступая по своим внушительным масштабам знаменитой Ратушной площади Гамбурга. Отсюда открывается живописный вид на Гамбург, который теперь по праву может претендовать на звание музыкальной столицы Европы. Вход на террасу свободный, там работают бары, рестораны, театральные кассы и проход в фойе филармонии.

16_02_plaza_c_maxim_schulz.jpg

Акустическими параметрами Большого зала Филармонии занимался всемирно известный специалист проектирования звука в театральных и концертных залах Ясухиса Тойота (Япония). Компания Waagner-Biro обеспечила поставку целого комплекса сценического оборудования для Большого и Малого залов, включая верхнюю и нижнюю механику сцены, а также современную систему компьютерного управления CAT.

c_michael_zapf_23.jpg

Сферической формой концертная сцена Большого зала действительно больше напоминает арену, вокруг которой подобно виноградным лозам возвышаются ряды кресел для зрителей. Большой зал достигает по высоте 25 метров, каждый зритель сидит не далее 30 метров от оркестра, поскольку сцена расположена посередине. Между ярусами встроен большой орган с 65 регистрами и почти 5000 труб длиной до 10 метров.  

Акустика зала производит колоссальное впечатление из-за так называемой weiße Haut (белой оболочки) – облицовки из гипсоволокнистых панелей с тончайшей резьбой. Сами панели отличаются друг от друга, каждая из них индивидуально рассчитана и отфрезерована с помощью компьютерных технологий: звук, отражаясь от стен, способен проникать в любой участок акустического пространства зала, не создавая эха, но и сохраняя при этом динамическую палитру и объемность. На потолке зала укреплен гигантский рефлектор, равномерно распределяющий по залу звуковые волны.

170131_konzerte_fuer_hamburg_thomas_hengelbrock_ndreo_foto_claudia_hoehne_3.jpg

В торжественном концерте-открытии Elbphilharmonie приняли участие хор и симфонический оркестр Северогерманского радио, хор Баварского радио. Солисты Ханна-Элизабет Мюллер (сопрано), Вибке Лемкуль (альт), Филипп Жарусски (контратенор), Брин Терфель (бас-баритон), Павел Бреслик (тенор), Иветта Апкалне (орган).

Дирижер – Томас Хенгельброк (Германия).

На торжественной церемонии открытия Эльбской филармонии и праздничном гала-концерте присутствовали две тысячи гостей, среди которых были канцлер Германии Ангела Меркель, президент страны Йоахим Гаук, бургомистр Гамбурга Олаф Штольц, министры и депутаты бундестага, а также Кристоф Либен-Зёйтер, интендант Филармонии на Эльбе.

С момента открытия Эльбской в ней уже успели выступить с концертами прославленные музыкальные коллективы из Дрездена, Вены, Мюнхена, Чикаго и Нью-Йорка, знаменитые солисты, состоялось немало мировых премьер.

Филармоническую  афишу  нового сезона открыла серия "Концертов для Гамбурга" (Konzerte fur  Hamburg). Именно под таким девизом   стартовал цикл выступлений оркестра Эльбской филармонии Северогерманского радио во главе с маэстро Томасом Хенгельброком.

170131_konzerte_fuer_hamburg_thomas_hengelbrock_ndreo_foto_claudia_hoehne_4.jpg

Художественный руководитель и главный дирижер коллектива продолжает тестировать акустику нового зала Европы.

Томас Хенгельброк: «В этом большом зале действительно царит особая атмосфера. Ты чувствуешь близость зрителей, здесь смотреть и слушать удобно с любого места. Безусловно, здесь совершенно другая акустика, чем в гамбургском Ляйцхалле. Таким образом, оркестру пришлось искать себя заново, пробовать новые размещения на сцене. Мы очень много экспериментировали. Какое-то определенное положение оркестра хорошо для одного зала, а в другом не функционирует. Так что в Элъбской филармонии я поставлен перед такими же задачами, какие стоят перед каждым дирижером, работающим в новом концертном зале. Но это замечательно, когда  к подобным условиям приходится привыкать в одном из лучших залов мира».

Концертную программу вечера открыла симфоническая поэма "Влтава" из цикла "Моя родина" Бедржиха Сметаны.

Томас Хенгельброк был еще и ведущим вечера, поочередно знакомя публику с каждым из произведений, заявленных в программе.

Упомянув о Патриции Копачинской, которая солировала в концертной рапсодии "Цыганка" Мориса Равеля, маэстро Хенгельброк, так и не успев представить солистку, быстро схватил дирижерскую палочку. Ведь знойная молдавская скрипачка словно бабочка выпорхнула на сцену в экстравагантном платье, уже играя первые такты сочинения и стремительно увлекая за собой оркестр. Контакт с оркестром сложился действительно идеальным!

Завершили концерт Сюита вальсов из оперы Рихарда Штрауса "Кавалер роз" и антракт к III действию из оперы "Лоэнгрин" Рихарда Вагнера.

На следующий день Томас Хенгельброк пригласил выступить с гамбургским оркестром  замечательного немецкого виолончелиста Николаса Альтштедта. В программе вечера прозвучали Концерт № 1 для виолончели с оркестром Йозефа Гайдна и Концерт для оркестра Белы Бартока.

1602_c_herzog_de_meuron_mergenthaler_c_maxim_schulz.jpg

Этим же вечером в Камерном зале Эльбской Филармонии в рамках фестиваля "Восходящие звезды" ("Rising Stars") выступил Кристофер Парк, молодой немецкий пианист-виртуоз корейского происхождения. Он исполнил произведения Иоганна Себастьяна Баха, Иоганнеса Брамса, Игоря Стравинского и Ольги Нойвирт.

Тысячи слушателей из разных уголков земного шара уже побывали в этом роскошном филармоническом дворце,  билеты на концерты раскупаются с молниеносной быстротой. Гамбуржцы уже шутливо называют здание филармонии «Эльфи», так что любой желающий, приехав в ганзейскую столицу Германии, не минует это чудо архитектуры нашего времени.

 

Виктор Александров, Гамбург (Германия)

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum