"Искусство музыки: метаморфозы волшебного озера"


В Люцерне завершился Шестой международный музыкальный фестиваль «Волшебное озеро»


Традиционно в последнюю неделю мая на берегах Фирвальдштетского озера продолжались Дни русской музыки в Люцерне.Вот уже в шестой раз фестиваль "Волшебное озеро" собрал поклонников русского искусства и выдающихся музыкантов современности.

Название, выбранное для фестиваля, вызывает ассоциации с дивным образом озера, к которому на протяжении многих лет едва ли не магически влекло многих выдающихся русских композиторов.

Нума Бишоф Ульман, художественный руководитель фестиваля,интендант Люцернского симфонического оркестра, воплотил этот гениальный весенний проект в жизньсовместно со своим коллегой, американским писателем и импресарио Джонатаном Леви. 

Нума Бишоф Ульман: «В XIX и первой половине XX века Фирвальдштетское озеро оставило глубокий след в творчестве многих представителей русской культуры. Стоит назвать хотя бы имена Сергея Рахманинова, Льва Толстого и Александра Скрябина. А в творчестве Игоря Стравинского и Петра Чайковского подобную роль сыграло Женевское озеро. В самом названии „Волшебное озеро“ присутствует момент очарования, связанный с магической привлекательностью „озера“ для многих русских композиторов. Это название, заимствованное из симфонической миниатюры Анатолия Лядова, подчеркивает идею составления программ. Если „Лебединое озеро“ ассоциируется с одним из бессмертных шедевров — „Волшебное озеро“ созвучно желанию открыть и представить неизвестные страницы русской музыки. Новым проектом под названием „Волшебное озеро — Дни русской музыки в Люцерне“ мы хотели бы напомнить о богатом наследии русской культуры, вдохнуть новую жизнь в ее творения — особенно те, что тесно связаны со швейцарскими озерами».

Chausson-037.jpg

Концерты фестиваля традиционно проходили в залах Цейгеера гостиницы «Швайцерхоф» в Люцерне; на вилле Сен Шарля в Меггене и Концертном зале культурного и делового центра Люцерна.

Синтез музыки и изобразительного искусства стал ключевой темой нынешнего майского смотра.

На вилле Сен Шарль в Меггене в течение нескольких дней устраивались дневные концерты.Здесь все проникнуто стариной и духом прошлого. Из роскошно обставленных покоев особняка, окруженного великолепным парковым ансамблем в прибрежной зоне отдыха городского муниципалитета Меггена, открываются чудесные пейзажные виды Фирвальдштетского озера и альпийских вершин. Музыканты «Форе-квартета» в составе: Дирк Моммерц (фортепиано), Эрика Гельдзетцер (скрипка), Саша Фрёмблинг (альт) и Константин Хайдрих (виолончель) исполнили фортепианные трио и квартеты Дмитрия Шостаковича, Альфреда Шнитке и Сергея Танеева. Еще один замечательный камерный ансамбль из Франции «Шоссон трио» в составе: Леонард Шрайбер (скрипка), Антуан Ландовски (виолончель) и Борис де Ларошламбер (фортепиано) стал гостем люцернского фестиваля. Музыканты посвятили свое выступление памяти Мстислава Ростроповича, представив на суд публики программу из произведений Георгия Катуара, Николая Рославца и Эрнеста Шоссона.

Взаимосвязь изобразительного искусства и музыки была очевидна практически в каждом из фестивальных вечеров. Необычной оказалась интерпретация ансамблем «Шоссон трио» произведений Аарона Копленда ("Витебск", этюд на еврейскую тему для скрипки, виолончели и фортепиано, соч. 1929 г.), Мориса Равеля (хореографическая поэма "Вальс" в транскрипции для фортепианного трио), и наконец, Петра Ильича Чайковского. В 1942 году Леонид Мясин поставил на музыку фортепианного трио Чайковского "Памяти великого художника" балет "Алеко" по мотивам поэмы "Цыганы" Александра Пушкина. Декорации и костюмы для этого спектакля выполнил Марк Шагал. На концерте музыка Чайковского в исполнении "Шоссон-трио" сопровождалась фрагментами архивной видеозаписи данной постановки.

Eröffnungskonzert_3_c_Ingo Höhn.jpg

Оперная страница фестивальной программы была посвящена теме карт и азарта. На сцене Концертного зала культурного и делового центра прозвучала опера "Пиковая дама" Петра Ильича Чайковского. Режиссер Юлия Певзнер предложила свое прочтение полусценической версии сочинения  в модерновом визуальном плане. В главных партиях были заняты: Кристиан Бенедикт (Герман), Светла Василева (Лиза), Агунда Кулаева (Полина), Лариса Дядькова (Графиня), Эльчин Азизов (Томский), Павел Янковский (Елецкий). В исполнении оперы приняли участие Государственный академический хор "Латвия" (хормейстер Валдис Томсонс); Люцернский детский хор и симфонический оркестр под управлением Джеймса Гаффигана.

135-летие со дня рождения Игоря Стравинского на люцернском фестивале «отметили» великолепным исполнением "Свадебки", русских хореографических сцен с пением и музыкой. На сцене Люцернского зала культурного и делового центра объединились музыканты Государственного академического хора "Латвия" (хормейстер  Валдис Томсонс); блистательная команда пианистов в составе: Николас Ангелич, Анна Винницкая, Давид Кадуш и Адам Лалум; ансамбль ударных инструментов Люцернского симфонического оркестра.Дирижировал Джеймс Гаффиган.

Режиссер-постановщик полусценического действа Юлия Певзнер "одела" персонажей "Свадебки": Жениха (Алексей Саяпин, тенор), Невесту (Екатерина Лёхина, сопрано), Мать жениха (Марианна Пенчева, меццо-сопрано) и Дружку (Тадас Гириникас, бас) в русские национальные костюмы.

Не менее впечатляющим по своему размаху и охвату событий стал день музыки Сергея Прокофьева, который открылся концертом "Поэзия в музыке". В зале виллы "Сен-Шарль-холл» Меггена наряду с Пятью мелодиями, соч.35a и Сонатой № 2 для скрипки и фортепиано, соч.94b (солист Борис Бровцын) прозвучали редко исполняемые вокальные сочинения композитора: Пять стихотворений Анны Ахматовой, соч.27 и миниатюра "Зелёная рощица" из цикла обработок русских народных песен, соч.104 (солистка Агунда Кулаева (меццо-сопрано), партия фортепиано  Даная Дёркен).


Prokofjev-064.jpg


Кульминацией прокофьевского дня стал марафон для фортепиано. В Люцернском зале культурного и делового центра за один вечер в хронологическом порядке прозвучали все девять сонат, включая фрагмент Десятой (неоконченной). Это событие стало действительно эпохальным, своего рода уникальной возможностью проследить эволюцию стиля и творческого роста композитора на примере единого цикла и погрузиться в необозримый мир музыкальных фантазий и идей Прокофьева. Концерт-марафон длился больше четырех часов и завершился ближе к полуночи.Для исполнения сонат Сергея Прокофьева были приглашены замечательные пианисты современности: Николас Ангелич (8-я и 10-я), Анна Винницкая (4-я и 6-я), Давид Кадуш (1-я и 5-я), Наталья Мильштейн (9-я), Адам Лалум (3-я и 7-я), Варвара Непомнящая (2-я). Каждый из участников продемонстрировал индивидуальную манеру игры, виртуозную исполнительскую технику, яркий звук и самобытное неординарное прочтение музыки Сергея Прокофьева. У каждого из этих пианистов свой Прокофьев, такой непохожий, пленяющий своей экстравагантностью и броскостью мысли.

 На фестиваль «Волшебное озеро» ежегодно съезжается огромное количество публики из самых разных стран мира. Не стал исключением и нынешний год. Людей действительно интересует русская музыка, то как ее интерпретируют сегодня исполнители самых разных культур и традиций.

Без произведений Сергея Рахманинова не обходится ни один из концертов люцернского «Волшебного озера». Музыка русского гения проходит сквозной нитью через каждый фестиваль. Ведь здесь, в окрестностях Люцерна, на вилле Сенар Рахманинов черпал вдохновение и создавал свои музыкальные шедевры.

Финальным аккордом VI Люцернского фестиваля русской музыки "Волшебное озеро" стал поистине исторический концерт в зале отеля "Швайцерхоф" с участием прославленного норвежского виолончелиста Трулса Морка и молодого узбекского пианиста Бехзода Абдураимова. Для Бехзода этот вечер стал дебютным участием в камерном ансамбле. Великое счастье играть на одной сцене музыку близких по духу Рахманинова и Грига с таким потрясающим мастером, как Трулс Морк.

Поразительно было наблюдать за одухотворенной игрой артистов ансамбля. Обе сонаты композиторов обрамляли их же ранние инструментальные миниатюры: Прелюдия и Ориентальный танец, соч.2 для виолончели и фортепиано Сергея Рахманинова и поэтическое Интермеццо Эдварда Грига. И, конечно же, не обошлось без трогательного Вокализа Сергея Рахманинова. Слушая это ностальгическое исполнение, вспомнились картины минувшего дня: живописные пейзажи Фирвальдштетского озера, имение Сенар, великолепная панорама альпийских гор и память о Мстиславе Ростроповиче, которого очень любил и боготворил Трулс Морк.

Следующий фестиваль состоится в начале лета и вновь привлечет немало ценителей прекрасного на берега волшебного озера Люцерна.

 

Виктор Александров

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum