Название: Юбилейный вечер Александра Чайковского в Московской филармонии

Дата проведения: 29 Марта 2016

Место проведения: Москва, Концертный зал им. П.И. Чайковского

Организатор: Московская государственная академическая филармония

29_03_yansons.JPG

Творческий вечер народного артиста России, художественного руководителя Московской филармонии, композитора, пианиста и педагога — Александра Чайковского состоялся в Московской филармонии.

29 марта на сцене Концертного зала им. Чайковского юбиляра чествовали Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Государственная академическая хоровая капелла России им. Юрлова, а также солисты: Юрий Башмет (альт), Борис Березовский, Ксения Башмет и Дарья Чайковская (фортепиано).

Специальным гостем юбилейного вечера стал всемирно известный маэстро, главный дирижер Симфонического оркестра Баварского радио Марис Янсонс.

И, хотя юбилейная дата (19 февраля) осталась уже позади, кульминацией торжеств стал именно этот концерт, которого ждал сам автор. 

В его программу были включены сочинения Александра Чайковского, созданные им в разные периоды творчества и отобранные им лично: «Этюды в простых тонах» (Концерт № 2) для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано, Концерт для двух фортепиано с оркестром, Элегия памяти Тихона Хренникова, Симфония № 4 для оркестра, хора и солирующего альта («К 60-летию Великой Победы»).

В творческом активе композитора – девять опер, три балета, две оратории, 12 инструментальных концертов. Кроме того, Александр Чайковский – обладатель I премии Международного конкурса композиторов Hollybush Festival (США).

Александр Чайковский: «Про прошествии многих лет музыка стала для меня разделяться не просто на «хорошую», «плохую», или «гениальную», а в большей части на то, понимаю ли я как это сделано, или не могу понять, как такое можно было придумать… Есть вещи феноменальные, за гранью человеческого сознания» 

"Живешь сам, и давай жить другим" - это одна из крылатых фраз учителя Александра Чайковского Тихона Николаевича Хренникова. 

Он благоговейно относился к своему любимому ученику Александру Чайковскому. 

"Элегия" – одно из тех взаимных посвящений, которое Чайковский адресовал своему учителю. 

Александр Чайковский: "Небольшое сочинение тихой, грустной музыки, где в конце появляется цитата из песни "Как соловей о розе", которую Хренников считал своей лучшей песней".

Юрий Башмет, часто включающий в программы своих концертных выступлений произведения Александра Чайковского, отмечает в его музыке «особый мелодизм, гармонию и блестящую оркестровку».

Концерт для двух фортепиано с оркестром впервые прозвучал в Санкт-Петербурге в Консерватории на сцене Концертного зала им. Глазунова. Солистами выступили сам композитор и Александр Слободяник. Дирижировал Марис Янсонс. 

И вот спустя годы, маэстро снова обратился к сочинению Чайковского. В московском концерте партию роялей исполняли дочь композитора - Дарья Чайковская и всемирно известный пианист Борис Березовский. 

«Этюды в простых тонах», таково название Концерта № 2 для альта, симфонического оркестра и солирующего фортепиано, изобилуют разными определенными стилями. По замыслу автора – это короткие «этюды на стиль». Здесь представлены и неоромантика, и импрессионизм, где-то есть немножко минимализма, присутствуют джазовые ритмы и даже какие-то роковые интонации. 

В Москве произведение исполнили Юрий Башмет и Ксения Башмет. 

Четвертая симфония (соч. 2004 года) посвящена 60-летию окончания Второй Мировой Войны. 

Премьера последней симфонии композитора состоялась в Москве в Большом зале Консерватории в мае 2005 года. В исполнении принимали участие: Государственный симфонический оркестр «Новая Россия», Государственная академическая капелла России им. А. Юрлова (художественный руководитель - Геннадий Дмитряк), дирижер и солист - Юрий Башмет. 

По признанию самого Александра Чайковского, в произведении нет прямого отражения войны, это, скорее, размышления о войне и мире. 

001.jpg

Александр Чайковский: «Я писал эту симфонию внутренне, как «нео-ленинградскую», по образам Шостаковича, но только с сегодняшним взглядом, послевоенным. Я решил связать картины природы, обычные человеческие коллизии и то, как в это вмешивается война. Другого пути я не видел – потому что войны не застал. Середина симфонии – это понятие ужаса войны, всего, что с ней связано. Там присутствует большая каденция и часть для альта с хором. При этом хор у меня выступает как инструмент оркестра – без слов. В коде симфонии звучит каноническая тема песни Василия Соловьева-Седого «Вечер на рейде». «Прощай, любимый город» - это воспоминание о войне, отблеск Петербурга». 

Обращение Мариса Янсонса к партитуре Четвертой симфонии Александра Чайковского происходит не впервые. Маэстро несколько лет назад представлял премьеру этого произведения в Мюнхене с участием альтиста Нимрода Геца, хора и оркестра Баварского радио. Впоследствии вышла запись с немецкой премьеры Четвертой симфонии. 

Марис Янсонс максимально точно воспроизводит мир звуковых образов симфонии Александра Чайковского. Оркестр в руках дирижера мгновенно преображается: пасторальные картины природы внезапно сменяются вмешательством лихих сил войны. И возгласы хора, сменяемые оглушительными тутти оркестра, накладывают определенный отпечаток переживания. Марис Янсонс дирижировал это произведение Чайковского в Москве после своих недавних европейских гастролей с оркестром Баварского радио. В программах тех концертов несколько раз повторялась Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича. Для дирижера такая логика пересечения родственных друг другу произведений вполне закономерна. В обеих партитурах тема войны представлена достаточно широко. 

Творческая дружба с Марисом Янсонсом продолжается у Александра Чайковского уже долгие годы. И Петербург, и Москва, и Мюнхен стали центральными городами встреч композитора с дирижером. 

maris_jansons1.jpg

Александр Чайковский: «С Марисом меня когда-то познакомил мой бывший профессор, композитор Тихон Хренников на одном из его очень давних концертов в Москве. Марис был тогда совсем еще молодым человеком. А потом мы стали чаще встречаться, особенно когда я переместился в Санкт-Петербург, уже на почве Мариинского театра. Мариса заинтересовала моя музыка, однажды он обратился ко мне с просьбой дать послушать кое-какие из моих произведений. В тот период он возглавлял Питтсбургский симфонический оркестр в Америке. Я ему дал несколько своих записей, особенно ему понравилась партитура Концерта для двух фортепиано с оркестром. Он мне сразу ответил, что непременно желает сыграть Двойной концерт в Питтсбурге. С этого периода началось наше тесное сотрудничество. Затем он играл в Мюнхене мою Четвертую симфонию, после чего Баварский оркестр обратился ко мне с просьбой о создании нового произведения с участием «Терем-квартета» - «Садовая» симфония. Ее исполняли летом 2014 года в центре Мюнхена - на Одеонплатц в концерте open air. Дирижировал Марис Янсонс. Было очень много самой разной публики там. Мне очень приятно, что при таком серьезном и непрерывном концертном графике Марис выбрал небольшое окошечко времени с тем, чтобы приехать сюда к нам в Москву и провести концерт с оркестром Московской филармонии».

Четвертая симфония Александра Чайковского стала финальным аккордом программы юбилейного концерта. Однако публика никак не желала отпускать маэстро Янсонса со сцены. И вот еще одно откровение – ностальгический вальс из оратории Александра Чайковского «Возрождение России» (Судьба Государя), который Марис Янсонс исполнил с таким порывом и душевным трепетом, что невозможно было просто оторваться от его пластичных рук, как он импульсивно вел за собой одухотворенный оркестр. 

Виктор Александров, «MusicuM» (Москва)
О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum