Название: Рихард Штраус «Саломея»

Дата проведения: 16 Октября 2016

Место проведения: Москва, Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова

Организатор: Московский театр Новая Опера им. Е.В. Колобова


«САЛОМЕЯ» ПРЕМЬЕРА В «НОВОЙ ОПЕРЕ»

Постановка оперы Рихарда Штрауса «Саломея» для столичной «Новой оперы» - шаг достаточно рискованный, если учесть, что библейская история в скандальном пересказе Оскара Уайльда с момента появления на немецкой сцене больше века назад много раз вызывала неоднозначную реакцию как публики, так и критиков. Наибольшие споры всегда порождала центральная сцена – знаменитый танец семи покрывал. Строчку Уайльда Штраус превратил в девяти минутный звуковой шедевр, где в самой музыке, кажется, заложена провокация.

В 1903 году в Берлине композитор Рихард Штраус увидел пьесу Уайльда «Саломея», и у него немедленно родилась идея оперы. Композитора вдохновили сама библейская история, завораживаю​щая экзотика Востока, знойная чувственность, острота драматического конфликта и, конечно, образ главной герои​ни — иудейской принцессы Саломеи. Испытываю​щая влечение к Иоканаа​ну (Иоанну Крестителю), она исполняет полный исступления танец «Семи покрывал», за который требует у царя Ирода принести ей на блюде отрубленную голову пророка, чтобы поцеловать ее. Партитура «Саломеи» написана с поразительным мастерством: гигантский оркестр передает тончайшие душевные переживания герои​ни — от восхищения до отвращения, от жажды жизни до мрака смерти.

002.jpg

Премьера «Саломеи» в Дрездене в 1905 году стала настоя​щей сенсацией, а сама опера — апофео​зом музыкального модерна. Вместе с «Пеллеа​сом и Мелизандой» Клода Дебюсси (1902) и «Электрой» (еще одна опера Р. Штрауса, 1909) она открыла новую художественную эпоху. «Саломея» — совершенно гениальное произведение, которое, несомненно, относится к числу самых значительных из созданных в наши дни», — писал современник и друг композитора, великий композитор и дирижер Густав Малер.
В России опера ставилась четырежды: в Ленинграде (Санкт-Петербурге) — в 1924, 1995 и 2000 годах; в Москве — в 1925 году. Спектакль Новой Оперы поставлен в знаменательный год 110-летия мировой и 90-летия московской премьер.

Решение пространства сцены – намек на развалины античного театра, доминирующие цвета черный и желтый. Каждая деталь символична. И длинные волосы у героев, и дерево – один из главных символов.

004.JPG

Этель Иошпа, сценограф: «Я была один день в Израиле. Там меня вдохновили деревья, которые называются огненный фикус, у них переплетаются корни в движении»
В этой постановке нет хореографа, чувственный танец семи покрывал здесь решён с одной стороны неожиданно смело, с другой идеально выдержан эстетически.

Екатерина Одегова, режиссер: «Эта история – модерн. Модерн – это декаданс. Эстетика красоты, эстетика ужасного-прекрасного. «Саломея» Рихарда Штрауса не сводится ко всем известному библейскому сюжету о распутной танцовщице, из прихоти погубившей Пророка. Саломея и Иоканаан — два девственника, два великих полюса эпохи; через них Штраус дает сопряжение старого и нового миров, тела и духа. Два прекрасных и ужасных свидания Саломеи — с Иоканаа​ном и с его головой, — и разделяю​щий их танец для Ирода становятся тремя ступенями восхождения Саломеи: от ошеломляю​щего ожога неведомой ранее любовью, через максимальное раскрытие чувственности в танце и изживание эроса поцелуем в любовном экстазе финала. Она, как многоликая луна: холодная и целомудренная, с янтарными глазами; нагая истеричная, пьяная луна, ищущая любовников; кровавая луна, которая, наконец, успокаи​вается и растворяется в черноте ночного неба, чернее которого лишь волосы Иоканаана…»

005.jpg
  
Наталья Креслина, исполнительница главной партии, чтобы усовершенствовать немецкое произношение, а также лучше изучить стиль Рихарда Штрауса, специально ездила в Берлин. Над ролью работала несколько месяцев. Признается, партия Саломеи для любой певицы вызов, и в ее трактовке главная героиня – это не библейская блудница.

«Для меня Саломея – несчастный ребенок, одинокий, оказавшийся в ситуации катастрофы. Вокруг страшные люди, она мечется между героями, пытается как-то осознать себя, – рассказывает Наталья Креслина, -

- Партия Саломеи относится к ролям, которыми пугают не только молодых певиц, но и более опытных солисток. Существует распространенное мнение, что это - "партия - убийца". Действительно, если дирижер будет невнимателен к певцам, то плотный и громкий оркестр может заглушить даже самый мощный голос. Он будет провоцировать певицу на форсирование звука, что, безусловно, может привести к проблемам вплоть до потери голоса. Поэтому, первый вызов этой партии - быть умной певицей и уметь обходить подводные рифы. Большое дыхание, ясное слово, полутона и краски. Другой вызов - это драматическое содержание и эмоциональное напряжение, которое заставляет испытывать музыка Рихарда Штрауса. Композитор превратил модную пьесу Оскара Уальда в художественное произведение, полное сложных и глубоких психологических переживаний.

003.jpg

Для того, чтобы подготовить партию, я поехала в Берлин. Грэм Кокс (Graham Cox) - удивительный человек - дирижер, композитор, пианист, органист и издатель. Он много работает с немецкими и иностранными певцами и театрами как репетитор оперного и камерного репертуара. Грэм нашел окно в своем плотном графике, и неделю мы активно занимались, иногда по два раза в день. Он выделил мне маленькую комнату в своей квартире с видом на замок Шарлоттенбург со старинным роялем и органом. Грэм вселил в меня уверенность, что партия мне "по зубам", и вдохновил, заметив, что я нахожу в ней новые краски и самостоятельные решения.

С первой же репетиции стало ясно, что режиссер Екатерина Одегова в тонкостях владеет материалом. Екатерина наизусть знала текст, прекрасно слышала музыку, но, главное, у нее было законченное режиссерское решение, которое она последовательно в каждой мизансцене реализовывала. И меня очень радовало, что все ньюансы и мотивации поступков и чувств героев естественным образом истекали не только из содержания пьесы, но и из музыкальной драматургии. Певцу при исполнении такой сложной партии очень важно чувствовать себя абсолютно органично, какие бы порой странные или страшные вещи он не совершал на сцене. Прекрасный ансамбль и взаимопонимание возникло у всего состава и с дирижером-постановщиком Яном-Латамом Кенигом. Премьера "Саломеи" стала большим событием в жизни нашего театра и оперного мира Москвы. Я очень надеюсь, что руководство театра в лице директора Дмитрия Сибирцева продолжит смелые поиски при выборе названий для новых премьер.

Я абсолютно счастлива, что в моем репертуаре есть роль Саломеи и эта партия. Мне в соответствии с типом голоса и актерским темпераментом приходится играть и петь драматические роли, часто это героини с "трудной судьбой " или "плохим характером". Но я на самом деле их нежно люблю и оправдываю их чувства и поступки. Наверное, поэтому, я всегда уверена, что публика чувствует симпатию и сопереживает мне и моей Саломее.»

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum