Название: «Concerto di Bravura» или «Авантюра века»

Дата проведения: 26 Сентября 2016

Место проведения: Москва, Малый зал консерватории

Организатор: Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского



«Concerto di Bravura» или «Авантюра века»

В этом году Московская Государственная Консерватория отмечает 150-летие. В конце сентября в Малом зале главного музыкального ВУЗа страны состоялся один из сотен концертов юбилейного сезона, который вполне мог стать рядовым, особенно для консерваторской публики, пресыщенной громкими именами и событиями мирового масштаба.

Выпускник Консерватории, победитель XI Международного конкурса им. П.И.Чайковского Денис Шаповалов сделал подарок родной Alma Mater и посвятил ей свой Первый концерт для виолончели с оркестром – Concerto di Bravura. Виолончелист и дирижер Шаповалов уже пробовал себя в качестве композитора, однако творил он в жанре кросс-овер – на стыке джаз-рока и психоделики, в 2008 году выпустив альбом «Above the Earth» .

В своих интервью музыкант неоднократно говорил о желании написать академический концерт, но интенсивная исполнительская и педагогическая деятельность не давали пространства для сочинительства. В итоге, концерт был создан всего за 3 недели, что рушит привычное представление о количестве времени, требующегося для сочинения полномасштабного произведения. Хотя история знает немало произведений, написанных за короткий срок и завоевавших всеобщее признание.

Следуя современным трендам, Шаповалов вел видео-дневник в интернете на протяжении всего периода работы над произведением. Публикации видео в фейсбуке вызвали большой отклик у аудитории соцсети, часть которой пришла в Малый зал за новыми впечатлениями.

002.JPG

Кроме премьеры, в программе были заявлены виолончельные концерты Вивальди и популярные произведения Моцарта. С одной стороны это можно было расценить, как попытку спрятаться за спинами великих, с другой – как весьма смелый шаг композитора-дебютанта.

Специально для этого события был создан камерный ансамбль MusicPassion, собравший артистов ведущих оркестров Москвы. Шаповалов не скрывал, что первая встреча молодого коллектива состоялась всего за 3 дня до концерта. В зале ощущалась приподнятая атмосфера, публика была заинтригована.

Начав с концертов Вивальди, требующих большой технической оснащенности, Шаповалов будто просто разыгрывался. Несмотря на музыкальную цельность и легкость исполнения создалось впечатление, что все мысли артиста устремлены во второе отделение, где уже идет его премьера.

Оркестр, который праздновал 3 день со дня основания, звучал довольно сыгранно, не оставив сомнений в том, что каждый музыкант имеет за плечами большой исполнительский опыт и хорошо знаком со стилями великих композиторов. Это касалось не только аккомпанементов концертов Вивальди, но и Дивертисмента Моцарта, в котором Денис выступил в качестве дирижёра. Но всех волновал вопрос - будет ли для оркестра также органична и новая музыка?

После прочтения программных названий трехчастного концерта – Joseph rocks, Adagio a la Baroque и Rhythms of Life – стало ясно, что академического концерта мы, скорее всего, не услышим. 

Классическое, почти венское начало в современном концерте прозвучало весьма неожиданно – оказалось, что автор в большей степени тяготеет к мелодизму и гармонии. Экспериментируя с жанрами, настроениями, красками, Шаповалов ищет свой собственный музыкальный язык, для которого уже сегодня характерны яркая контрастность образов и некая театральность.

001.JPG

Денис искусно жонглировал различными музыкальными стилями, ни на секунду не отпуская внимания слушателя, бросая его из Барокко, с его «раздутыми смычками» и акустическим эффектом эха – в рок, с экспрессивными рифами и рычащими квинтами.

Филигранную технику и особое отношение к виолончельным тембрам, отличающие Шаповалова-исполнителя, он в полной мере использовал и продемонстрировал в новом произведении. Оркестр, вдохновленный энтузиазмом солиста, в буквальном смысле следовал за каждым его движением. Виртуознейший финал, сыгранный в диком темпе, буквально оглушивший публику напором, неожиданно сменился элегантным вальсом, а затем красивой лирической темой и победно завершился в до мажоре цитатой из Квинтета Шуберта.

В названии концерта – Concerto di Bravura – не обошлось без авторской самоиронии. И эта «бравада» вполне заслужена и оправдана – во всем представленном дайджесте музыкальных направлений и стилей автор чувствует себя очень свободно, и как композитор, и как исполнитель. Овации после премьеры были долгими, и Маленькая Ночная Серенада Моцарта в исполнении оркестра прозвучала будто бы на бис.

В своем блоге герой вечера назвал свою идею авантюрой века, не скрывая от слушателей ни спринтерский темп работы над произведением, ни возраст оркестра, фактически во всеуслышание объявив, что результат может быть неоднозначным. Однако Шаповалов не был бы Золотым лауреатом конкурса Чайковского, если бы выходил на сцену, не будучи абсолютно уверенным в успехе, пусть даже такого безумного предприятия. Публика, делясь впечатлениями в фойе, не могла поверить, что оркестр впервые увидел ноты всего 2 дня назад, и обсуждала, что исполнить концерт так, как это сделал сам Шаповалов, виолончелистам будет нелегко.

Виолончельный репертуар нечасто пополняется яркими сочинениями, и музыкант взял ситуацию в свои руки. Теперь концерт, который Консерватория получила в подарок к юбилею, имеет шанс войти в историю, не только как сочинение, написанное за рекордный срок, но и как произведение, которое хочется слушать еще и еще.
О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum