Название: «Эхо романтизма на казанской земле»

Дата проведения: 16 Апреля 2016     
Место проведения: Казань, Большой Концертный зал им. Салиха Сайдашева     
Организатор: Государственный симфонический оркестр Татарстана

В Казани продолжаются «Рахлинские сезоны». Таково название ежегодного апрельского музыкального фестиваля, задуманного художественным руководителем и главным дирижером ГСО Татарстана Александром Сладковским.

Он проходит в столице Татарстана каждую весну в память о гениальном дирижере оркестра , стоявшем у его истоков – Натане Григорьевиче Рахлине.

В этом году фестиваль проходит в Казани в 6-й раз и снова предлагает слушателю окунуться в пеструю череду концертных событий с участием выдающихся исполнителей современности. Приезд легендарного итальянского дирижера Джанлуиджи Джельметти (воспитанника Серджиу Челибидаке, Франко Феррара и Ганса Сваровски) само по себе уже историческое событие в летописи фестиваля. Ведь заполучить музыканта такого масштаба задача не из легких. Тем не менее, Казань всегда гостеприимна и готова радовать души и сердца поклонников классической музыки.

001.jpg

Ожидаемой кульминацией казанского смотра стало выступление оркестра со сложнейшей романтической программой. За пультом коллектива стоял Александр Сладковский.

Маэстро представил свою интерпретацию двух грандиозных партитур австро-немецкой музыки XIX столетия: Девятой симфонии Антона Брукнера и Первой симфонии "Титан" Густава Малера.

Для музыкантов оркестра это стало нелегким, но мужественным испытанием! Обе симфонические фрески нечасто можно услышать в программах одного большого концерта. Но маэстро Сладковский, отдавая дань памяти основателя оркестра Натана Рахлина, посчитал необходимостью сопоставить раннего Малера и позднего Брукнера вот так в рамках одного большого концерта. Тем более, что в середине мая казанский коллектив представит эти симфонии на сцене Концертного зала Мариинского театра в Санкт-Петербурге.

Александр Сладковский: «Обе симфонии, на мой взгляд, равноценны. Ведь Брукнер по сути передает традицию, эстафетную палочку в руки Малера — от Девятой к Первой. Мы как бы находимся на стыке времен. Понятно, что слушателям выдержать обе симфонии очень тяжело — так не играют нигде. Но здесь, в Казани мы, признаюсь честно, настолько голодные до музыки! И нам это просто необходимо, как воздух! Мы очень любим играть такие полотна, подходим к ним с полнейшей отдачей, четко следуем авторским указаниям. Вот, к примеру, в Первой Малера всё исполняем, как задумывал автор: трубачи в 1-й части играют из-за кулис (точнее из фойе второго уровня), словно бы издалека, а потом тихо переходят в оркестр. Валторны в финале встают, это особое действо... зрителя мы увлечем настолько, что они сопереживут это вместе с нами. Брукнер мне невероятно дорог, но Малер еще дороже. Он более мирской композитор, близкий нам. К Брукнеру же приходишь в пожилом возрасте, когда пора уже начинать думать о вечном, когда всё осознаешь, но, еще чего-то не допонял. Вот тогда Брукнер и приходит на помощь. Так что мое личное понимание музыки Брукнера еще впереди...»

Ну а пока Александр Сладковский прикоснулся к поздней «святыне» австрийского гения – Девятой симфонии, ремарку-посвящение которой указал сам композитор - «Возлюбленному Богу». Трагизм и величие этой просветленной музыки трогают до глубины души. Музыканты оркестра и сидящие в зале слушатели не могли этого не ощущать.

002.JPG

Во втором отделении звучала Первая симфония Густава Малера «Титан». Молодой композитор впервые задается целью о смысле жизни. Исследователь творчества Малера австрийский музыковед Пауль Штефан прозорливо отметил, что в его музыке «жизнь начинается на улице, а кончается в бесконечности». И в материале Первой симфонии не заметить этого невозможно. Все 4 части цикла заключают в себе мысли и чувства, муки и терзания романтического героя, в котором угадывается сам Малер.

Оркестр превосходно справился с такой задачей и безупречно исполнил обе симфонии, демонстрируя качественный уровень игры, ясность штрихов и динамических нюансов.

Удивительно сбалансированные струнные, резонирующая медная группа на фоне декоративных переливов дерева услаждали слух публики вереницей роскошных мелодий Первой Малера и лучезарных хоралов брукнеровской Девятой!

Браво Александру Сладковскому и музыкантам ГСО Татарстана! Колоссальный рост оркестра более чем очевиден, это подтверждает каждая новая из программ коллектива.

На небольшом пресс-брифинге, предшествующем субботнему концерту, Александра Сладковского еще раз поздравили с присвоением ему почетного звания народного артиста России и включении в лист международного музыкального агенства IMG Artists.

003.JPG

Маэстро справедливо заметил, что «это заслуга всего оркестра».

Среди почетных зрителей концерта были рахлинцы — музыканты, которые вместе с самим Натаном Григорьевичем, создавали и формировали коллектив.

Александр Сладковский: «Натан Рахлин сейчас живет и молодеет, мы помним его, помним, что именно он приучил казанцев ходить на симфонические концерты».

Еще в самом начале концерта каждому из ветеранов музыки вручили праздничные букеты цветов.

Александр Сладковский настолько увлек своей харизмой, что после триумфальной коды финала Первой Малера, публика никак не спешила покидать зал. Под гром аплодисментов внезапно раздались призывные фанфары труб, которые провозгласили начало ликующего шествия - Венгерского Ракоци марша из Драматической легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». И снова оркестр блеснул своей яркой тембровой палитрой, декоративным орнаментом звуковых образов.

VI международный музыкальный фестиваль «Рахлинские сезоны» завершится в Казани 20 апреля. За пульт Государственного симфонического оркестра Татарстана встанет Арман Тигранян. Сольную партию в фортепианном концерте Роберта Шумана исполнит Екатерина Сканави.

Виктор Александров, «MusicuM», Казань
Фото предоставлены пресс-службой ГСО Татарстана

О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum