Лиана Исакадзе

«Риск необходим и в музыке!»

Беседу провела Екатерина Соколова 

Liana_Isakadze_foto.jpg

Если в кроссворде вам встретится вопрос: «Самая яркая, самая улыбчивая, самая экспрессивная скрипачка всех времен и народов», не задумываясь, пишите: Лиана Исакадзе!

Победительница двух серьезнейших скрипичных состязаний - Международного конкурса им. М.Лонг и Ж.Тибо в Париже и Международного конкурса им. Я.Сибелиуса в Хельсинки, в 1970 году Лиана Исакадзе разделила пьедестал почета Конкурса им. П.И.Чайковского с такими серьезными исполнителями, как Гидон Кремер и Владимир Спиваков. Вундеркинд из Тбилиси, ученица легендарного Давида Ойстраха и основательница Академии струнных инструментов его имени в Германии, Народная артистка СССР, дирижёр – это тоже всё она!

Солнечная, искрящаяся, всегда в хорошем расположении духа, но очень принципиальная и импульсивная. В 1994 году Лиана Александровна покинула жюри Конкурса им. Чайковского, так как была не согласна с мнением большинства арбитров. В 1998 году – возглавила жюри главного российского музыкального состязания и, судя по всему, в этот раз спорить никто не решился, а результаты были признаны в высшей степени справедливыми. На XV конкурсе им. П.И.Чайковского Лиана Исакадзе вновь будет оценивать молодых музыкантов. А мы пока побеседуем о некоторых малоизвестных фактах ее яркой биографии.

Лиана Александровна, расскажите, пожалуйста, немного о Вашем детстве. В интернете есть Ваша фотография с Ваном Клиберном, где Вы еще совсем маленькая. Сыграла ли эта встреча какую-то роль в Вашем решении играть на конкурсе Чайковского?

​В детстве я старалась играть на скрипке очень хорошо только, чтобы радовать моих родителей. И мой первый профессор Лео Николаевич Шиукашвили стал меня направлять на конкурсы. В 10 лет я победила на Закавказском конкурсе, и, в качестве исключения, меня, как самую юную участницу, допустили к международному фестивалю-конкурсу в Москве. Председателем жюри был Давид Ойстрах. Именно тогда он потребовал, чтобы меня перевели в Москву, и я продолжила учебу у него в классе. А когда я играла перед Ваном Клиберном, мне было 13 лет. Тогда Министерство культуры меня, как вундеркинда, «выставляло» перед всеми приезжими знаменитостями. Через год после этой встречи меня также в виде исключения допустили на Всесоюзный конкурс, где все участники были не младше 17 лет. Я была самая юная, но получила там вторую премию! К моему счастью, я выросла в такой святой семье, где слова «карьера» вообще не существовало. А на конкурс ездят именно ради карьеры! Сама же я на конкурсы никогда ездить не собиралась.

И всё же Вы лауреат многих музыкальных состязаний! А как проходила Ваша подготовка к конкурсу Чайковского?

В 1970 году нас, всех советских участников, отправили в Подмосковье, в Серебряный бор, чтобы мы там занимались и готовились к конкурсу. Но мне не повезло! Меня поселили рядом с Гидоном Кремером, который занимался по 18 часов в день. Я, конечно, не могла этого вынести, и поэтому целыми днями гуляла по парку! Кстати, когда Гидон первый раз приехал в Москву для учебы у Ойстраха, его Ойстрах не принял в свой класс. Но Гидон очень понравился мне, и я начала уговаривать Давида Федоровича. И только через год, когда Гидон снова приехал из Риги, Ойстрах его принял! Я оказалась права! (Улыбается.)


Лиана Исакадзе в Хельсинки. 1970


Как Вы вообще относитесь к конкурсам, и что Вы больше любите – играть, преподавать или работать в жюри?

Я думаю, что побеждают на конкурсах скромные и не рассчитывающие на завоевание мира музыканты, так как только такие обладают божьим даром. Я, естественно, больше люблю играть сама, это не только моя жизнь, это моя суть! Но я также люблю преподавать, я давала мастер-курсы в Австрии в Моцартеуме, в Швеции. Мне предлагали профессуру в Мюнхенской и Франкфуртских консерваториях, но для этого надо было заниматься минимум с 15 студентами, и я не смогла бы совместить это с моими гастролями.

В одном из интервью Вы сказали, что Вам не чужд дух авантюризма и Вы склонны к риску. В чем это выражается?

Да, как-то в студенческие годы я прыгнула в реку головой вниз и оказалась в потоке, который тянула меня к турбине плотины, чтобы превратить меня в котлету. Но я сама выплыла оттуда, правда, почти ослепшая, вся синяя, но спасенная! Еще я любила гонять на лошади с неимоверной скоростью, и однажды в Берлине лошадь меня выбросила из седла, и я на одном стремени летела дальше! Риск необходим и в музыке, и это качество у меня от рождения.

Лиана Исакадзе и Ван Клиберн

Рисковые люди всегда привлекают внимание, но по всему Вашему облику и стилю общения и без всякого риска сразу видно, что Вы – душа компании. Часто ли Вам удается встречаться с друзьями, и в какой стране их больше?

Душа компании? Это потому, что я почему-то все время радуюсь, не имея на то никаких причин! Поэтому меня в консерватории называли хохотуньей, или пингвинчиком, как символом радости! Думаю, это от моей врожденной наивности. В моём появлении на свет была явная справедливость Бога, который талантом компенсировал мою неприспособленность к жизни, я – полное недоразумение в этом «высокоразвитом» корыстном мире. Друзья у меня во всем мире, но самые любимые в Москве – только они сохранили ту чистоту души, которую я ценю превыше всего!

Лиана Исакадзе и Виктор Третьяков, голубой огонек 1985



Скажите, а есть ли у Вас любимые анекдоты для друзей?

В Грузии есть народ рачинцы – поздно соображающие, но очень честные! Я по отцу именно рачинка. (Смеется.) Много анекдотов про них есть. Один рачинец приехал в Тбилиси на похороны родственника, но забыл его адрес. Тогда он послал в Рачу телеграмму: «Знаете ли адрес покойного?» и получил ответ: «Знаем!»

Спасибо! Пополню копилку! Вы гражданка Грузии, гражданка Германии, живете во Франции, и играете по всему миру, а на скольких языках Вы говорите?

Я говорю на грузинском, на русском, на немецком, на английском и немножко на французском. Но что толку? В то время, когда я говорю, у меня в голове звучит музыка –

я в это время занимаюсь и нахожусь совсем в другом мире! Поэтому я не могу сконцентрироваться и слушать собеседника! (Улыбается.)

Зато мы всегда с удовольствием слушаем Вас! И концентрируемся! Скажите, а любите ли Вы готовить? Грузинская кухня – это ведь мечта!

Готовить еду я не умею, и нет никакого желания. Я так люблю грузинские блюда, что если бы не моя сила воли соблюдать диету, то я бы быстро превратилась в хрюкающую скрипачку! (Смеется.)

Расскажите, пожалуйста, какой на сегодняшний день Ваш главный проект?

В 1982 году я основала фестиваль «Ночные серенады», который проходил в Пицунде, но прекратился из-за войны. Сейчас этот ежегодный международный фестиваль проходит в Батуми, с основанным мною оркестром с шутливым названием «Виртуозы Фейсбука». Для нашего концерта в Лондоне я переименовала его в World Chamber Ensemble «Virtuosi» так, как лондонские снобы шуток бы не поняли! С этим же оркестром 6 июня 2015 мы играем в знаменитом Карнеги Холле концерт под названием «Любовь и мир», доход с которого я передаю Церкви Святой Нино в Нью-Йорке!

Известно, что Ваш муж, подарил Вам Ваши заметки-дневники, издав книгу «Медитации». Расскажите, пожалуйста, что это за книга и будет ли она издана в России?

Эпиграф к моей книге: «Совесть – это декларация свободы человека в Боге». «Медитации» – это откровения, которые находили на меня, когда я бывала одна на гастролях, и рука на случайных клочках бумаги – билет, салфетка, автоматически записывала по-русски, чтобы я всю жизнь помнила об этих истинах. И никогда в жизни я не собиралась их издать! Но, оказывается, мой муж, гениальный поэт, эссеист, философ, собрал все мои откровения, считая, что они написаны на уровне мировой литературы, перевел на грузинский, на английский, и, несмотря на мои до скандала доходящие протесты, всё же издал их! На русском ее издадут, но когда я напишу книгу о своих воспоминаниях, как приложение к «Медитациям». Я уже начала ее писать.

5506230436_44a2559d95_o.jpg

Очень ждём Вашу книгу, Лиана Александровна! А в завершение беседы последний вопрос, скажите, пожалуйста, какие главные качества Лианы Исакадзе как человека?

Моей основной и главной чертой является чувство долга и ответственности перед Богом, перед людьми. И если меня хвалят, то я хочу оправдать эту похвалу!



О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum