«Анри Дютийё - 100»

22 января исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося французского композитора Анри Дютийё.


Музыка французского композитора XX столетия Анри Дютийё выходит за рамки академизма. Она принадлежит неким сферам и пространствам.

Испытывая влияние Бартока, Стравинского и Бриттена, в своей музыке он развивал творческие поиски Равеля, Дебюсси и Русселя.

Британский музыкальный критик Том Сервис сравнивал манеру письма Дютийё с «удивительно чувственной силой».

«Его музыка, будь то балеты, концерты или симфонии, помещает перед вами неистовый калейдоскоп инструментальной цветности, и, что выше всего, погружает в мир возвышенного чувства», – отмечал Сервис.

Анри Дютийё (1).jpg

За свою карьеру композитор удостоился множества престижных международных премий и наград, в числе которых японская Императорская премия (1994 г.), Орден Почётного легиона (2004 г.), Золотая медаль Королевского филармонического общества Великобритании (2008 г.).

Анри Дютийё последний раз приезжал в нашу страну в 1970-е годы, когда в Советском Союзе устраивались фестивали французской музыки.

И вот, спустя много лет, по приглашению Валерия Гергиева Дютийе уже маститым старцем посетил современную Россию.

Летом 2008 года в Санкт-Петербурге в рамках XVI Международного фестиваля искусств «Звёзды белых ночей» состоялось рекордное по своим масштабам количество оперных и балетных спектаклей и концертов.
 
В Концертном зале оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева представил ретроспективу симфонических сочинений разных лет французского мастера: «Корреспонденции» (цикл из пяти песен, соч.2003 года - посвящение знаменитой американской певице До́ун Апшоу; партию сопрано исполнила сопрано Анастасия Калагина), а также оркестровые сочинения – «Тембры, пространства, движения» (под впечатлением от картины Ван Гога «Звёздная ночь»); «Мистерия момента»; «Метаболы»; Концерт для скрипки с оркестром «Древо снов» (солист Леонидас Кавакос) и Концерт для виолончели с оркестром «Целый мир вдали» (солист - Ксавье Филипп).

Несмотря на проблемы со здоровьем и интенсивный график гастролей, 92-х летний Анри Дютийё согласился прилететь в Петербург на российские премьеры своих сочинений. Для него это стало сенсацией, как и для всей музыкальной России.

Анри Дютийё (2).jpg
 

В преддверии концертов мне тогда повезло побеседовать с Анри Дютийё. Вот один из фрагментов того интервью:

"Я не пессимист, но просто очень требователен к себе и хорошо чувствую, где могут быть недостатки в моей музыке. Когда мне исполнилось 20 лет, я уже ощущал, что необходимо для того, чтобы стать музыкантом и даже композитором именно той эпохи, в которую я жил, а не композитором XIX века. Я нечасто думал о такой возможности. Если бы я мог сделать выбор, то не сожалел бы, что живу именно в ту эпоху, в которой прожил всю свою жизнь. Хотя, в ней было немало международных трагедий, великих трагедий, которые лично меня не затронули. Но я был одним из зрителей и свидетелей этих катаклизмов. Я говорю о многом, и о том, что происходит до сих пор. И, естественно, все эти события повлияли на мою эволюцию творчества, на моё развитие, прежде всего на мою манеру воспринимать мир, и, конечно же, на мой стиль работы. Я не из тех музыкантов, которые теряются в башне из слоновой кости и не обращают внимания на то, что происходит вокруг. Мне удается активно следить за международной жизнью, я неравнодушен к политике. Конечно, я не политический человек, но считаю, что мы, всё-таки, недостаточно информированы о том, что происходит вокруг нас. Мне не хочется быть изолированным от всего того, что обуславливает нашу жизнь и связано с нами".
О нас Контакты Mediakit Hecho a mano Manofactum